Журнал / герои

От стажёра до руководителя группы за год: интервью выпускницы Академии Яндекса

Татьяна Климук руководит группой исследований и разработки нейронных моделей для качества поиска в Яндексе. Она окончила минский филиал Школы анализа данных в 2016 году, прошла стажировку в Яндекс Поиске и уже через год возглавила группу. В этом интервью Таня рассказывает, как выбирала будущую профессию и как ШАД помог ей в карьере

Расскажи, как ты узнала про ШАД

В школе я училась в филологическом классе: изучала английский и немецкий языки. Учительница информатики не набрала достаточно ребят из математического класса для участия в олимпиадах по спортивному программированию. Поэтому она позвала учеников со всей параллели. Я попробовала решать алгоритмические задачи, и меня затянуло.

Я участвовала в городских и национальных олимпиадах с шестого класса. Их проводили сотрудники Яндекса из офиса в Минске. Они много рассказывали про компанию и Школу анализа данных. Я тогда мало понимала про нейросети, но решила, что хочу работать в Яндексе. ШАД казался ступенью, которая поможет туда попасть.

Я училась в филологическом классе до окончания школы, а программированием занималась после уроков и по выходным. Когда выбирала университет, рассматривала математические вузы, чтобы было проще пройти вступительные испытания в ШАД. Поступила в Белорусский государственный университет на факультет прикладной математики и информатики.

Из гуманитарного класса в технический вуз — смелый шаг. Как ты готовилась к экзаменам в ШАД?

Я поставила цель — поступить в ШАД после первого курса, чтобы раньше начать работать. Весь год усиленно учила математику, особенно теорию вероятностей. На первом курсе её не преподавали, поэтому я осваивала по книгам из библиотеки. Ещё решала задачи прошлых лет: они доступны на сайте ШАДа.

В результате я хорошо справилась со вступительным экзаменом. Было 10 заданий, среди них алгоритмы и задачи по математике. Я не проходила собеседование: организаторы ШАДа знали меня, так как я помогала составлять задания для новых олимпиад по программированию. Поэтому они понимали мою мотивацию и знали, что я готова работать.

Сложно было учиться в ШАДе?

Осваивать новое легче, когда рядом есть мотивированные люди. Моя соседка в общежитии тоже училась в ШАДе. Мы установили правило: каждое утро в шесть делаем домашку, только потом идём в университет. Когда я чего-то не понимала в лекциях, мы разбирались вместе.

Школа анализа данных занимала больше времени, чем вуз. Я училась на направлении Data Science. В обязательную программу входили три курса в семестр. Я сдавала по четыре-пять курсов: мне хотелось побольше узнать и попробовать разные дисциплины. Такая интенсивная нагрузка научила меня приоритизировать задачи. Например, если в университете предмет был не очень важный, а курс в ШАДе мне нравился, я вкладывала больше сил в него.

Семинары Школы анализа данных проходили вечером два-три раза в неделю — сначала в здании БГУ, позже их перенесли в минский офис Яндекса. Занятия вели сотрудники компании и преподаватели университета. Мы смотрели лекции в записи и делали по ним домашки.

На втором курсе ШАДа я прошла собеседование и попала на практику в сервис Яндекс Толока. Это краудсорсинговая платформа, где специалисты по Data Science выкладывают задания, а люди по всему миру выполняют их за деньги. Сервис помогал собирать от реальных людей данные, чтобы использовать их в машинном обучении. Наш отдел развивал эту платформу. Я проработала полгода по четыре часа в день на позиции аналитика. Выясняла, старательно ли люди отвечают на вопросы, сколько времени на них тратят и как посещают платформу.

Чем ты занималась после выпуска из ШАДа?

Я окончила ШАД весной 2016 года, когда училась на третьем курсе вуза. Прошла отбор на стажировку в группу разработки факторов Яндекс Поиска в Минске. Мы занимались качеством ранжирования. Работала летом по восемь часов в день, пока были каникулы в университете. Мне понравилось в этом отделе, но открытых вакансий там не было, поэтому я не сразу попала в штат. Сентябрь провела в Германии: уехала по обмену от университета. А в октябре, когда вернулась, появилось место в команде — и меня взяли.

В 2017 году я стала руководителем группы разработки факторов, которую позже переименовали в группу исследований и разработки нейронных моделей Яндекс Поиска. Мне тогда исполнился 21 год, я окончила четвёртый курс университета и поступила в магистратуру. Я хотела быть менеджером, и шанс появился. Училась управлять людьми на курсах Яндекса для начинающих руководителей. Ещё наблюдала, как работает мой коллега, который на тот момент был опытным руководителем, повторяла за ним лучшие практики.

Я продолжаю работать в команде качества поиска, в которой мы делаем сложные нейросети. Наша основная задача — настроить более полезную поисковую выдачу для пользователей. Например, улучшить персонализацию. Кто-то по запросу про фильмы хочет видеть Википедию, другой — Кинопоиск. Мы делаем так, чтобы любимый ресурс пользователя отображался выше на странице поиска.

Значит, ты получила от учёбы то, что хотела?

Да, и даже больше:

  • Получила работу в отделе Яндекса, который занимается сложными и интересными задачами. Ни в каком другом месте я бы не нашла знаний на таком высоком уровне. К тому же я люблю этот отдел и не могу представить, что работаю где-то ещё.
  • Отточила навыки тайм-менеджмента и приоритизации. Придя в Яндекс, я уже умела эффективно работать.
  • Познакомилась с классными преподавателями и студентами, некоторые из них стали моими коллегами. Сильные люди помогают расти, хочется тянуться за ними.
  • Научилась делать невозможное минимум раз в неделю. Иногда казалось, что решить сложную задачу за ограниченное время нельзя, а я брала и делала. Мне нравилось учиться, я хотела сдавать хорошо проработанные домашки, даже если это требовало бессонных ночей.

Если бы ты вернулась в начало пути, что посоветовала бы себе?

Я бы посоветовала ничего не бояться. Даже если случится не так, как планировала, всё равно будет хорошо.

Я поняла, что способна сделать больше, чем кажется. Например, в школе у меня были убеждения, что мальчики в IT сильнее, чем я. Из-за психологического барьера я не прошла отбор на международную олимпиаду по программированию, сильно переживала.

К счастью, это не повлияло на мою карьеру. Я добилась того, чего хотела. Но важно напоминать себе быть смелее. Всё возможно, если приложить достаточно усилий.

Отличный совет. А что важнее для карьеры, софт- или хард-скиллы?

Я рано стала руководителем, поэтому мне были важны софт-скиллы. Но если бы мои хард-скиллы были слабее, я бы чувствовала синдром самозванца. Меня бы мучили мысли, что вокруг крутые специалисты, а я недотягиваю.

Если человек не уверен, что может руководить командой, это мешает работе. Я встречала людей, которые гораздо опытнее меня, но я не сомневалась в своих навыках.

Представь, что у тебя освободилось 10 тысяч часов. Какой новый навык ты бы освоила?

Я люблю изучать иностранные языки, хорошо владею английским, немецким. Когда у меня появится свободное время, я возьмусь за французский или итальянский. Здорово, когда можно слушать музыку, смотреть фильмы и читать книги в оригинале. Например, я люблю итальянские песни, но не воспринимаю текст на слух, только с переводчиком. А хотелось бы понимать всё, о чём поют исполнители.

Что тебя вдохновляет?

Семья. Мы с мужем работаем в одной сфере, он всегда меня поддерживает. Это приятно, когда можно поделиться мыслями, услышать второе мнение и знать, что тебя понимают. Ещё люблю проводить время с ребёнком: он сейчас задаёт интересные вопросы, ему всё любопытно.

По утрам я люблю уделять 30 минут стретчингу. Моя детская мечта — сесть на шпагат, стараюсь её реализовать. К тому же, пока тянусь, всё болит, невозможно ни о чём думать — и мозг отдыхает. По вечерам смотрю лёгкие сериалы, чтобы переключиться и отдохнуть. Тогда на следующий день больше сил здраво мыслить.

Я не чувствую сильного перекоса в работу: стараюсь сохранять баланс между разными сферами жизни. Конечно, это требует усилий, но, кажется, у меня получается.