Журнал / герои

Как эффективно учить других и почему преподавать полезно

Пообщались с академическим руководителем Школы анализа данных Алексеем Толстиковым и узнали, как создают образовательные проекты в Яндексе, что помогает студентам учиться эффективнее и в чём польза преподавания

Расскажи о своём карьерном пути и о том, чем ты занимаешься сейчас

Я работаю в Яндексе с 2011 года и параллельно преподаю на факультете прикладной математики и информатики Белорусского государственного университета. Учу студентов дисциплинам, которые связаны с программированием, алгоритмами и распределёнными вычислениями.

Я начинал путь в Яндексе с роли разработчика в команде качества Поиска. Параллельно руководил Школой анализа данных в Минске. Через три года полностью погрузился в образовательные проекты, начал организовывать учебные мероприятия и в других городах, где есть филиалы ШАД.

С 2022 года работаю академическим руководителем ШАД. Создаю программы по анализу данных, помогаю коллегам с курсами по мобильной разработке и фронтенду. Это могут быть интенсивные курсы или магистерские программы в университетах. Также готовлю и провожу олимпиады: например, руководил направлением по алгоритмам в чемпионате Яндекса по программированию Yandex Cup.

Что для тебя «хорошее образование»?

Мы с коллегами в ШАД сталкиваемся с разными формами преподавания. Анализируя их, мы в команде обозначили критерии эффективного образовательного процесса:

  • Взаимное уважение — для меня это главный пункт. Чтобы слушатели программы понимали, почему преподаватель перед ними, чем они могут помочь друг другу, и сами вливались в процесс обучения.
  • Гибкость программы, чтобы легко подстраивать каждое занятие под основную аудиторию и продвинутых студентов. В лекции и практические задания важно добавлять материал повышенной сложности, чтобы сильным ребятам тоже было интересно.
  • Диалог между преподавателем и студентом, если позволяет формат. В записанной лекции это сделать не получится — тогда должно быть комьюнити, где учащийся может задать вопросы и разобраться с непонятной темой.
  • Искренность преподавателя. Если он приходит только «отбыть время», занятие не доставит удовольствия ни слушателю, ни лектору. В основе преподавания должно быть желание поделиться знаниями и сделать так, чтобы студент усвоил материал. Для меня взаимодействие между преподавателем и учениками ближе к товариществу и дружбе, чем к наставничеству.
  • Пространство для идей и ошибок. Важно сохранить у слушателей желание учиться, не переутомить их. Многие ребята выпускаются из общеобразовательной школы со словами «я уже настолько наелся этой учёбой, что больше не хочу». После грамотно построенного процесса обучения человек заинтересован повторить его или ещё глубже изучить пройденный материал.

Кажется, что для преподавания нужно очень много опыта и знаний. Так ли это?

Учить — значит хотеть сделать лучше, это про добро. Преподаватель часто чувствует себя волонтёром, желание делиться знаниями двигает его вперёд. В преподавании можно не только строить карьеру, но и кайфовать от расширения круга общения.

Например, вы изучили или создали новую технологию, узнали об исследовании или научном открытии и хотите об этом рассказать. Ищите аудиторию, которая сможет разделить ваши интересы. Не стоит замыкаться на мысли, что каждый человек способен изучить материал самостоятельно. Это не так. К тому же во время общения с аудиторией можно не только поделиться экспертизой, но и взглянуть на знакомые вещи под другим углом.

Первое время бывает страшно выступать перед людьми, но постепенно это проходит. Главное — оставаться искренним со слушателями и рассказать, кто вы, что знаете и чем хотите поделиться. Тогда претензий к вам не будет. Любой человек совершает ошибки, никто не может знать всего. Если во время обсуждения преподаватель и студент заходят в зону, где оба не находят ответа, — это хороший результат занятия. Они почитают дополнительные материалы и расширят свои знания.

К тому же преподавание помогает лучше разобраться в предмете. Приходится структурировать мысли, готовить план выступления, обращаться к разным источникам и отвечать на вопросы слушателей. Например, во время доказательства теоремы я осознал все её нюансы и логические переходы. Когда вы читаете готовое решение в книге, есть соблазн поверить и пойти дальше. Чтобы прокачать себя и стать классным специалистом, важно понимать не только как решать проблему, но и как додуматься до её решения.

Как в Академии Яндекса работают над учебными программами?

Когда мы составляем программу, мы отталкиваемся от целевой аудитории, ЦА, для которой предназначен материал. Например, я соавтор хендбука по алгоритмам. Его ЦА — ребята, которые хотят почитать про основы алгоритмов и научиться проектировать эффективные курсы, но у них нет возможности заниматься с преподавателем. Обычно это старшекурсники или недавние выпускники в возрасте от 21 до 27 лет.

Разработчику важно уметь погружаться в задание и видеть слабые стороны как в задаче, так и в решении. Для этого хорошо подойдут небольшие алгоритмические упражнения. В них человек понимает суть проблемы, вырабатывает привычку смотреть на задачу со всех ракурсов и находить слабые стороны. Полезно проанализировать готовый код и проверить, удалось ли реализовать идею оптимальным способом.

В программировании говорят, что код пишется один раз, а читается десятки раз. Поэтому он должен быть понятным и лаконичным. Если решение неэффективное, а нагрузка высокая, требуется больше вычислительных ресурсов. Так компания теряет деньги на обслуживании сервиса. Поэтому в хендбуках мы формируем культуру решения базовых задач по алгоритмам — важных блоков, которые входят в работу над цифровым продуктом.

Основной мой проект — Школа анализа данных. Это двухгодичное обучение, куда входят курсы от профессионалов из IT-индустрии и науки. Задача академического совета ШАД — собрать скелет важных программ и определить компетенции, необходимые специалисту по машинному обучению или анализу данных. Затем мы находим эксперта, который разработает программу курса и прочитает его. Когда план обучения готов, проводим брифинг и обсуждаем, о чём будут занятия, какой материал лишний, а чего не хватает. Если требуется, корректируем программу. А дальше доверяем преподавателям и их экспертизе.

Ещё мы проводим интенсивы в образовательном центре «Сириус». Одно из моих любимых направлений — воспроизведение экспериментов из научных статей. Основная цель занятий — развить у слушателя научную и инженерную интуицию, чтобы он понимал, какие подходы и в каких условиях могут быть полезны, а какие — нет. Бывает, что авторы статьи не указали важные детали процесса обучения моделей или не опубликовали свои данные. Возможно, изменилось инфраструктурное окружение или были другие причины, из-за которых повторить результат невозможно. Студентам важно критически относиться к исследованиям, про которые они читают. Этому мы и обучаем на интенсиве.

Почему тебе нравится преподавать?

Когда я общаюсь с ребятами, я продлеваю для себя период познания. Ведь студенчество — лучшее время, чтобы узнавать новый материал и двигаться вперёд. Если удаётся задержаться в университете после выпуска, можно чувствовать себя на одной волне с ребятами и общаться с ними на «ты».

Благодаря преподаванию у меня появилось много хороших знакомых, что очень ценно. И отмечу: когда ученик превосходит учителя — это неимоверно приятно для них обоих.

Как считаешь, как ученику получить максимум от обучения?

  • Грамотно планировать. Ставить реалистичные цели и стараться их выполнять: придерживаться графика, пользоваться приложениями и приёмами из тайм-менеджмента. Важно двигаться постепенно и шаг за шагом осваивать новый материал.
  • Не учиться в одиночку. Вместе проще разобраться со сложными темами и не забросить обучение.
  • Повторять материал. Например, я хорошо понимаю и могу объяснить определённые темы из школьной или студенческой программы не потому, что однажды прочитал и осознал подход к решению задач. Я каждый год возвращался в похожую среду, где мне почти с основ рассказывали важные для проекта вещи. Знания накладывались друг на друга и лучше усваивались.
  • Ставить задачи за рамками понятного и выполнимого. Во время учёбы в университете я считал, что последняя треть практически каждого курса не нужна. Она была настолько оторванной и сложной, что, казалось, в жизни не пригодится. Сейчас я понимаю, что именно эта трудная часть помогла мне разобраться в фундаментальных вещах.