«Ребята опаздывали на занятия по фронтенду, потому что у них сенокос»

Интервью с основателями образовательного проекта «Кружок»

«Ребята опаздывали на занятия по фронтенду, потому что у них сенокос»

Разработка

С 2017 года команда образовательного проекта «Кружок» начала ездить по сёлам и малым городам и обучать школьников веб-разработке. В ходе занятий ребята создают сайты своих родных мест, один из самых известных посвящён селу Глазок. За прошлый учебный год «Кружок» провёл десять курсов веб-разработки, в результате появились сайты про деревню Сардаял, Новороссийск, Гусь-Хрустальный, Тарусу, село Хрюг и Балтийск. Проект продолжает развиваться: к команде присоединились журналисты, музыканты, астрономы и архитекторы и запустили новые выездные школы. А прошлым летом «Кружок» провёл в Сардаяле культурный фестиваль.

Сооснователи проекта — авторы учебных курсов Яндекс.Практикума Саша Братчиков и Сергей Нугаев. Они рассказали Академии Яндекса, зачем сельским школьникам веб-разработка, как найти общий язык с подростками с помощью футбола и какие проблемы в образовании одинаковы у деревень и городов.

Молодые профессионалы и сельские школьники

Как сейчас идут дела у «Кружка»?

Саша: Этой весной мы запустили новые программы по астрономии и музыке, а летом ездили в Гусь-Хрустальный со школой по архитектуре и урбанистике. В сентябре вместе со Strelka Mag поедем в Сардаял делать школу по журналистике. Не забываем и про веб-разработку: были в селе Большая Коча под Пермью и только что вернулись из деревни Шапша в Ханты-Мансийском автономном округе.

А как вы перешли от программирования к новым направлениям?

Когда мы только начинали, мы собирались сделать образовательный тур по стране, побывать в десяти местах (малых городах, сёлах и деревнях) и провести там школы веб-разработки для подростков. Тогда мы нащупали классный документальный формат: начали помогать ребятам создавать сайты мест, в которых они живут. Таким образом, в селе, куда мы приезжали, проходила образовательная часть проекта, а когда мы возвращались и публиковали результат, — медийная. Люди из больших городов заходили на сделанные школьниками сайты и узнавали, как живут люди в горном селе Хрюг в Дагестане, в городе Балтийск или в деревне Сардаял.

alt

Но когда первый год закончился и мы начали планировать второй, мы поняли, что программирование (как и любая другая тема) — это только предлог, чтобы приехать. Главное — это магическое взаимодействие молодых профессионалов из большого города и сельских подростков. Диалог с подростками может быть построен вокруг чего угодно: программирования, журналистики или музыки. К тому же вокруг нас сформировалось большое неравнодушное сообщество — в том числе и люди, которые хотят преподавать и делать учебные программы по каким-то другим темам.

Расскажите о том, как вы учите ребят, какими принципами руководствуетесь в преподавании?

Наша главная идея, из которой вырастают все остальные, заключается в том, что мы учим ребят через проектную деятельность. У любой школы должен быть результат в виде итогового проекта. С самого начала студенты придумывают образ этого проекта и в течение недели получают навыки, необходимые для того, чтобы его реализовать. Это обеспечивает сильную связь с реальностью, которой так часто не хватает в традиционной модели образования.

Не стоит учиться разработке только ради того, чтобы научиться разработке

Главное для нас — сформулировать суть итогового проекта и пошагово (в течение недельной школы) прийти к этому результату вместе с ребятами. Остальное — это небольшие фишки, которые связаны, например, с вниманием. Вне зависимости от возраста человеку сложно выдержать трёхчасовую лекцию: так устроено наше внимание, поэтому мы стараемся разбивать занятие на небольшие части и интегрировать в школу игры, общение и спорт.

Важно, чтобы студенты делали то, что интересно лично им. Школьники сами придумывают, о чём им хочется рассказать — и за счёт этого мотивированно учатся. На наших школах по веб-разработке они делают сайты про свои города и говорят об их проблемах, об истории, о каких-то местах, куда они ходят. И кодинг, веб-разработку и дизайн они учат, потому что им важно донести эти вещи до большой аудитории.

Главное в «Кружке» — это диалог, не только с самим местом, но и c его жителями

На других школах, например, по архитектуре, мы тоже стараемся раскрывать локальные особенности, например, предлагаем студентам придумывать концепции улучшения городских зон. По их окончании мы оформляем результат в виде медиапроекта, рассказываем о результатах и о месте, в котором побывали. Это позволяет привлекать дополнительное внимание к деятельности «Кружка» — такая поддержка крайне важна для нас.

Как вы стали ездить по сёлам? Почему не попробовали запустить онлайн-курс и продвигать его через местных активистов, чтобы масштабировать проект?

Сергей: Отчасти потому, что мы делаем всё это бесплатно. Но чтобы сделать классное онлайн-решение, нужно посидеть над ним несколько месяцев. Параллельно нужно на что-то жить, а найти инвестиции, когда о вас никто не знает, — сложная задача.

С другой стороны, у нас проект, ориентированный на регионы, причём не на Казань или Новосибирск, где и так много образовательных проектов. Сидя в Москве, можно долго и усиленно представлять жизнь в сёлах. Но пока мы туда не попадём, мы даже не знаем, нужно ли это местным жителям.

Там иной образовательный контекст, чем в городах. Например, в июле мы были в селе Большая Коча в 300 км к северу от Перми. Вокруг тайга, а в лесу стоят деревянные идолы. Нашим проводником в селе был местный шаман Василий Иванович, преподаватель истории в школе. Ребята там говорят и думают на коми-пермяцком, а работа по хозяйству отнимает у них большую часть свободного времени. Понять эти детали и быт, проверить, интересны ли наши учебные программы и нужно ли наше потенциальное внимание к этому месту — издалека этого сделать нельзя.

Какие трудности могут возникнуть с освоением веб-разработки?

Зависит от места. Важно понимать, что для студентов из Новороссийска работа с компьютером привычнее, чем для школьников из Глазка или Большой Кочи.

Сельские подростки опаздывают на занятия на полтора часа или уходят раньше, потому что у них сенокос 

Это не преувеличение и не шутка: для них это первая необходимость.

В некоторых местах нет стабильного интернета: в Сардаяле мы провели свою школу по созданию сайтов без него, хотя один раз всё-таки пришлось вместе с ребятами выехать в соседнее село. Но обычно у всех подростков есть хотя бы смартфоны, все рубятся в игры. Даже юным сельским жителям уже не нужно объяснять азы компьютерной грамотности.

Самый сложный аспект нашего курса — творческий, в рамках которого мы предлагаем подросткам рассказать что-то важное и живое о том месте, где они живут. Школьники привыкли делать сухие доклады ради оценок и хорошо знают, что от них обычно хотят услышать взрослые. Нашему студенту нужно перебороть себя и рассказать, как всё есть на самом деле — должно быть похоже на рассказ другу.

Семь дней кода

Как выглядит ваш примерный учебный план? С чего вы начинаете, когда приезжаете? Как проходит эта неделя?

Саша: Первые пять дней школы по веб-разработке обычно заключаются в том, что мы каждый день делаем с ребятами небольшие проекты и так изучаем предметную область.

alt

Школьники занимаются программированием, дизайном, анимацией, обсуждают идеи и учатся их обосновывать. Таким образом мы с ними проходим все этапы создания сайта, от идеи до формы и примерного наполнения.

alt

Последние два дня мы занимаемся непосредственно финальным проектом. Студенты посвящают себя исследовательской деятельности: изучают родные места, генерируют идеи, пишут тексты, создают видео- и фотоматериалы. С нами каждый раз ездит оператор, к которому они могут обратиться за помощью.

Иногда подростки сами рассказывают, чему ещё хочется научиться для финального проекта. Например, в Гусь-Хрустальном они захотели добавить всплывающие окна на сайт, хотя этого не было в программе — и мы показали ребятам, как их сделать.

Помимо этого мы стараемся организовывать внеклассные активности. Я всё время вспоминаю, как мы с ребятами в Новороссийске играли в футбол по вечерам. На курсе было несколько человек, которые сидели на последней парте: первые два дня они уделяли мало внимания занятиям, и было заметно, что им скучно. Но в конце первого или второго дня мы предложили: «Может, встретимся сегодня на коробке и поиграем в футбол?» После этого они сразу оживились и заинтересовались и самим курсом.

alt

А что после того, как заканчивается школа? Выстраиваете ли вы удалённую поддержку учеников?

Сергей: Пока мы не занимаемся этим предметно. На данный момент остаются учебные чаты во ВКонтакте и общая группа с выпускниками из всех городов, сёл и деревень, где мы были. Мы поддерживаем с ними связь, но для достижения больших результатов ее нужно курировать, предлагая и строя пути развития и обучения студента. Сейчас на это не хватает ресурсов, и мы принимаем более реакционную позицию, поддерживая интерес тех, кто загорелся. Например, когда кто-то из ребят пишет, что занимается своим проектом, мы отвечаем на его вопросы и помогаем. Но инициатива в первую очередь исходит от подростков. Удалённая профориентационная поддержка — одно из главных направлений развития «Кружка», для которого мы сейчас учимся находить средства, партнёров и спонсоров.

Образование в городах и сёлах

Расскажите, какие проблемы в образовании общие у сёл и городов? Как их можно решать?

Сергей: Тон общения со студентами и устаревшая образовательная система. Когда мы приезжаем в село, наша главная задача — как можно скорее донести ребятам, что мы не Василиса Ивановна, которой нужно все время говорить «вы», а в остальное время помалкивать. Мы рассеиваем этот образ и выстраиваем другой: преподавателя-друга, к которому можно прийти не только с вопросами по уроку. Это повышает уровень взаимного доверия и вовлечённости в предмет.

Ещё один явный недостаток традиционного академического образования — то, что школьники или студенты вынуждены учить предмет ради оценки, чтобы дальше учить предмет ради оценки — и так по кругу. Учащимся не хватает ответов на вопросы: «Зачем я это изучаю? Как мне может это пригодиться?» Сейчас с этой проблемой работают молодые образовательные проекты вроде Новой школы: там есть физические и химические лаборатории, курсы робототехники и лепки. Они приглашают к себе разработчиков, иллюстраторов, учёных, чтобы те вдохновили школьников и рассказали о том, как на самом деле устроена их профессия.

Пока такой подход — рассказывать, как устроено дело в реальной жизни — не очень распространён. И это тот недостаток системы, который приводит школьников к тому, что в момент окончания одиннадцатого класса они не понимают, что делать.

Саша: Я дополню. С одной стороны, внедрение ЕГЭ нацелено на то, чтобы упростить поступление в ВУЗы и сделать критерии едиными для всех, что хорошо. Но зачастую это приводит к тому, что шестнадцатилетнему подростку нужно определиться с тем, чем он хочет заниматься, чтобы вовремя подготовиться к экзаменам. А определиться с направлением обучения — значит обозначить свою жизнь на ближайшие несколько лет. Это подкрепляется давлением учителей и родителей на подростка, подтекста, что ты должен принять решение уже сейчас. На самом деле, в 16 лет сложно понять, чем хочешь заниматься: ты еще мало всего попробовал и мало о чём узнал.

Делая «Кружок», мы, среди прочего, пытаемся донести до подростков одну простую идею: у жизни может быть много альтернативных сценариев. Важно нащупать тот, который сделает тебя счастливым.

Больше по теме

Разработка

Как студенты CS Центра создавали сервис для анализа аудитории блогеров

Гипотезы команды, использовавшиеся метрики и другие подробности работы над проектом

Разработка

Чем участие в олимпиадах полезно для карьеры разработчика

«Фундаментальные знания, которые даёт опыт спортивного программирования, не устаревают. Они пригодятся в любой сфере деятельности»

Разработка

Что такое код-ревью и кто им занимается?

Эффективный способ заботиться о качестве кода 

Разработка

31 ссылка для тех, кто хочет освоить iOS-разработку

Исчерпывающий гайд по запуску своего приложения 

Разработка, Яндекс в вузах, Яндекс в школе

Ежедневная олимпиада: как устроены сборы в спортивном программировании

В чём преимущество школ перед самостоятельной работой и чего ждать от участия в сборах

Разработка

Чем занимается веб-разработчик и как начать работать в этой области?

Навыки и умения для разработки сайтов и сервисов

Анализ данных, Разработка

От C++ до теории игр: 10 лекций CS центра

Знакомьтесь с новыми языками программирования, технологиями и областями