Журнал / польза

Привычки, которые стоит завести хорошему дизайнеру

Арт-директор образовательных программ Яндекса Михаил Симаков рассказал, как узоры на мраморе, обычный засов дачной калитки и детские рисунки могут стать инструментами для развития и почему важно интересоваться чем-то, кроме работы.

Арт-директор образовательных программ Яндекса Михаил Симаков рассказал, как узоры на мраморе, обычный засов дачной калитки и детские рисунки могут стать инструментами для развития и почему важно интересоваться чем-то, кроме работы.

Когда работаешь в узкой сфере, в определённый момент оказываешься в своего рода тоннеле. Предположим, вы дизайнер кнопок. И, чтобы придумать что-то новое, вы будете смотреть на работы других кнопочных дизайнеров. Таким способом невозможно ничего изобрести, только подсмотреть чужое. Но если посмотреть в другую сторону и обратиться, например, к работам модельеров, которые фантазируют об одежде будущего, то, может быть, вы найдете дизайн вашей следующей кнопки именно там.

Можно полностью выжать себя на работе, через полгода уйти на другую, где нет кнопок, и вспоминать о них как о страшном сне. А можно ставить себе задачи, которые помогут расширить горизонты, и работать над собой. Из чистого интереса бросить себе вызов в сферах, не связанных с основным занятием. Если сделать тренировки частью своего образа жизни, то можно расширить взгляд на работу и на что угодно еще.

Смотрите по сторонам и задавайте вопросы

Попытайтесь понять, как устроены вещи вокруг. Как говорил своим студентам в Университете печати художник Александр Ливанов, чтобы что-то нарисовать, нужно это разобрать в своей голове, а потом собрать на бумаге. Я бы добавил, что если при этом потеряются какие-то детали, значит для дизайна они не нужны. Таким образом можно придумывать себе интересные задачки.

Иногда я замечаю вокруг какие-то вещи, причина которых мне непонятна. Вот, например, почему на одних дверях, которые держатся на трёх петлях, вторая петля посередине, а на других она расположена ближе к нижней? У голосового помощника Алисы такого не спросишь, готового ответа нет. Приходится размышлять, задавать вопрос вечности, и ответ может прийти только через несколько лет или вообще не прийти. Но такие размышления формируют пластичность ума, а уж когда удается найти ответ — это такой кайф!

Подсматривайте за людьми, которые давно чем-то занимаются, замечайте их хитрости, пробуйте повторить и понять, почему они делают именно так. Некоторые художники держат палитру навесу, зачем? Оказывается, на краски на холсте свет падает совсем под другим углом, чем на палитру, которая лежит на столе. А когда палитра в руке, легко найти такой угол, который позволит оценить конечный результат.

Или, например, офис Яндекса. Что делает его особенным? Что нужно, чтобы при минимальных усилиях сделать комнату похожей на Яндекс? У нас много корпусов, которые оформляли в разное время, но есть что-то общее. Дизайнер по интерьерам обратила мое внимание на то, что у нас в помещениях всегда присутствует зелень и это очень важный элемент. В дизайне для айтишников, как правило, все очень точное, выверенное, очень правильное, а природа, она сама по себе неправильная. И растения добавляют жизни в дизайн. Без них это все смотрится как бизнес-центр, раскрашенный под Яндекс.

Сделайте банальное прекрасным

Бело-сине-красный российский флаг используют во всех предвыборных кампаниях и на плакатах, которые можно встретить везде. Но зачастую эти плакаты выглядят скучно. При этом если посмотреть на другие страны с флагом в тех же цветах (Франция, Голландия, Чехия, Хорватия, США, в конце концов), то мы заметим, что они отлично умеют использовать свои брендовые цвета. Посмотрите, например, на американские предвыборные плакаты — это же праздник дизайна. Вот вам готовая задачка — сделать российский плакат в бело-сине-красном так, чтобы он выглядел интересно.

Попробуйте поработать с какими-то простыми задачами, вроде ручки. Или засов-вертушка. У нас, например, в деревнях и на дачных участках калитка закрывается деревяшкой, прибитой гвоздем. Можно открывать с одной стороны, можно с другой. Это же победа русского деревянного дизайна. Я нигде больше такого не встречал. Сейчас эта система упростилась еще больше, даже не нужно ничего вбивать: калитку закрывают на петлю из проволоки.

Или, например, вы наверняка видели на окнах первых этажей такое «солнышко» из металлических прутьев. Как сделать из таких прутьев дизайнерскую решетку, которая будет выглядеть по-другому, но при этом выполнять необходимую функцию и защищать окно? При том, что у вас только железный прут — можно пилить, можно сваривать. Эта задачка подсмотрена в мастерской Дмитрия Барбанеля DesignWorkout, но попробуйте придумать свои, чтобы растормошить сознание и испытать себя — так интересней, чем подсматривать чужие.

Ставьте себе рамки

Ограничения — самый лучший движок для развития дизайнера. Когда есть всё — вы не ограничены ни в средствах, ни в чем другом — происходит то, что можно увидеть на дачных участках на Рублевке. Ничего хорошего в этом нет. Ограничения и четкие правила позволяют создавать именно дизайнерские решения.

На моей позапрошлой работе мы печатались на газетной бумаге, и это было очень мощное ограничение. Из-за плохой красковпитываемости многие цвета на ней не смотрятся. В итоге мы сделали чёрно-белую графику вроде раскраски, а цвет как бы допечатывался внутрь контуров. Это такой дизайн ограничений, который потом женил все элементы друг с другом, и таким образом у нас получился свой собственный графический язык.

Но это ограничения, с которыми нам приходится сталкиваться по независящим от нас обстоятельствам. Попробуйте себя искусственно ограничить из спортивного интереса — получится ли у вас так? Я сейчас снова начал заниматься живописью, и преподаватель ограничила нам палитру. Сначала до пяти красок, а потом до трех. Потом попросила нарисовать портрет человека, не используя бежевых тонов кожи. Как написать лицо человека серыми красками так, чтобы оно казалось живым? Здесь начинается игра цвета, которую сложно понять, если будешь рисовать без ограничений. Ограничения — это двигатель, который дает рост.

На обучающих каналах для дизайнеров, которых сейчас довольно много, часто используют подобный принцип. Но тут главное — знать меру и вводить ограничения постепенно, не запрещать себе всё сразу. Иначе задача может оказаться слишком сложной, неинтересной и не принесет пользы. Можно брать какую-нибудь новую для вас технику, раз за разом ограничивать рамки до определённого момента, а потом переходить к другой технике, не топтаться на чём-то одном. Но обязательно возвращайтесь назад к тому, что отложили. Вы удивитесь, насколько иначе посмотрите на те же материалы с учетом приобретенного опыта.

Встройте тренировки в жизнь

Сделайте из таких тренировок хобби, и оно повлияет и на вашу основную работу. Я, например, дорисовываю рисунки своей дочери. Все началось с того, что мне было жаль выкидывать эти тонны разрисованных листов, и постепенно я втянулся. Иногда дочь рисует рядом с мамиными зарисовками, и попадаются удивительные исходники с детскими рисунками вместе с каллиграфическими надписями жены, которые она делала, размышляя о новом логотипе или слогане. И вот вам мегазадача — поженить эти два графических языка на одном листе. Похожее упражнение я проделываю в метро: в отделке использовано много мрамора с прожилками, в котором огромное количество пищи для подобной дорисовки. Но я поймал себя на мысли, что в рисунке камня я в основном вижу портреты, и это очень просто, их все находят. А вот находить непортретные сюжеты намного сложнее и интереснее.

Детям иногда дают дорисовывать размытые пятна туши, чтобы развивать фантазию, а то, что полезно детям, очень часто подходит и взрослым, разделение на взрослых и детей во многом условно. Я вот с удовольствием смотрю на детские задания-развивашки. Со многими из них дети запросто справляются, а взрослые начинают что-то додумывать, искать второе дно — не может все быть так просто — и в итоге для них это оказывается нереально сложно. Надо иногда выключать в себе взрослых и смотреть на мир проще и яснее.

Если вы хотите чего-то большего, хотите не наскучить себе, дайте пищу мозгам. Тогда появится внутренняя уверенность, опытность, вы лучше узнаете мир. Это характерно еще и для перехода от дизайнера к арт-директору. Арт-директор сам уже редко делает что-то руками, он чаще продумывает стратегию, выводит основную идею на первый план, выкидывая или притушевывая то, что не работает. Тут появляются совсем другие задачи. Умение их решать нарабатывается именно благодаря таким небольшим испытаниям, которые позволяют изучить мир вокруг и посмотреть на него под другим углом.