Что умеют выпускники Яндекс.Лицея?

Посчитать свеклу с беспилотника, сделать фильтры для фотографий с очками Егора Летова и быстро запрограммировать умный будильник

Что умеют выпускники Яндекс.Лицея?

Яндекс в школе

Яндекс.Лицей — образовательный проект по обучению школьников программированию. За два года он делает из учеников средней и старшей школы разработчиков базового уровня. Но когда заканчивается обучение, настоящая работа только начинается. Выпускники из разных городов рассказали, что они кодят в перерывах между учебой, подготовкой к школьному выпускному и сдачей ЕГЭ. 

Валерий Покровский, Пенза, 11-й класс

После Яндекс.Лицея, в рамках конкурса IT-лаборатории Пензенской ассоциации разработчиков я работал над проектом подсчета растений с помощью дрона. Он должен был стать заменой западному сервису agremo.com, который позволяет узнать количество саженцев и рассчитать прибыль от урожая. Фермер заказывает съемку, загружает фотографии в веб-приложение и получает данные.

Перед конкурсом сервис разрабатывался полтора месяца, я присоединился позже и занялся веб-разработкой. За неделю получилось сделать полноценный сервис, и мы даже взяли приз в одной из номинаций. Как часто бывает, дальше конкурса ничего не ушло, но мы с моим куратором решили вдвоем развивать проект дальше ради научного интереса. Я дорабатывал алгоритм, основанный на технологии Python OpenCV, писал код, а куратор проверял его на чистоту и помогал с идеями. Мы тестировали систему на фотографии поля сахарной свеклы. После доработки точность и эффективность алгоритма заметно улучшилась, но сейчас пришлось приостановить работу. Может быть, когда-нибудь продолжим.

Это не единственное, чем я занимался. Прямо сейчас я работаю с компьютерным зрением, просто для себя. Это аналог Snapchat, только со своими фильтрами. Можно «надеть» себе на лицо маску Спайдермена или очки Егора Летова. Все это поворачивается и масштабируется, можно скачать репозиторий и потестить.

А однажды мой родственник попросил помочь с записью на собеседование в американское посольство, и я написал парсер, который сообщал о появлении свободных мест. Еще я использую Python, чтобы решать какие-нибудь математические задачи, которые трудно решить математикой. Или лень.

Семен Сайдумаров, Калуга, 11-й класс

Проекты я начал делать еще во время учебы в Яндекс.Лицее, в качестве контрольных по пройденным темам. Когда я выучил питоновскую библиотеку Pygame, я написал мобильную игру вроде Flappy Bird, где нужно управлять летящей птицей, чтобы она не задевала трубы. Моим выпускным проектом была игрушка Comrade: the Game. Там ты в виде робота перемещаешься по реальной карте, подгруженной с Яндекс.Карт, а через Telegram-бота можешь повышать уровень и получать задания: например, десантироваться на вражескую территорию и, передвигаясь по карте, уничтожить врагов коммунизма. 

Когда лучших выпускников собрали в московском офисе Яндекса в мае 2018 года, мы сделали навык для голосового помощника Алисы и научили ее играть в «морской бой», хотя сейчас эта игра, к сожалению, недоступна.

После окончания Яндекс.Лицея я занимался веб-разработкой, написал форум для себя и делал какие-то небольшие штуки, которые помогали в обычной жизни. Например, с помощью открытой системы компьютерного зрения OpenCV я научил компьютер узнавать мое лицо и авторизовывать. Для того, чтобы все корректно работало, нужно было много тестировать систему и оттачивать ее, обучать алгоритм отличать мои фотографии от фото других людей. Пришлось поменять несколько веб-камер и потратить пару часов на написание кода. 

А еще я сделал для себя будильник, который утром сообщает погоду и желает удачного дня. Для голоса используется Festival — система синтеза речи, которая неплохо работает с русским языком в OS Linux. Кажется, этим будильником пока пользуюсь только я, но исходный код лежит в открытом доступе, и теоретически воспользоваться им может кто угодно. Вставать под умный будильник интереснее, чем под обычный, тем более, когда ты знаешь, что можешь написать его сам. Родители давно привыкли, что у меня в комнате происходит что-то странное, поэтому на этот голос по утрам отреагировали нормально, только один раз попросили сделать потише, чтобы на весь дом не кричал. 

Ксения Колесникова, Тамбов, 11-й класс

После проектов, которыми я занималась в Яндекс.Лицее, меня ждал ещё один — школьный. В работе над ним я решила применить навыки, которые получила за время обучения. Я написала программу, которая может показать на уменьшенной карте заданный адрес и по клику вывести почтовый индекс объекта, если он у него есть. Также она выводит ближайшие организации в радиусе 50 метров от указанной точки. 

Если нажать определенную комбинацию, то на экран выводится список олимпиад, заключительные этапы которых проводятся в выбранном городе. Для каждой олимпиады указан ее уровень. Сейчас это работает только с олимпиадами по математике и информатике, но в дальнейшем я планирую расширить список. Преподавателям в школе очень понравилась программа, но мне кажется, что из-за незнания языка программирования они не до конца оценили сложность проделанной работы.

Леонид Безвершенко, Саратов, 11-й класс

До поступления я немного занимался программированием, но было совершенно непонятно, где этому научиться. У нас в Саратове все IT-образование упирается в олимпиадную подготовку, а я слишком поздно понял, что мне это интересно: там ребят натаскивали с пятого класса, и при всем желании на всероссийский уровень олимпиады было не пробиться. Я не знал, у кого спросить, не знал, что гуглить. И тут появляется Яндекс.Лицей: никаких олимпиад, зато хорошая база, проекты и реальные технологии. Я понял, что это для меня.

Во время учебы я участвовал в различных проектах. Например, на международный конкурс «Цифровой ветер» собрал сайт про физику и победил в номинации «Вебсайт». Потом, когда в Лицее мы проходили Telegram, сделал для этого конкурса Telegram-бота «Угадай мелодию», занял второе место и выиграл дрон. Очень приятно было, что благодаря новым знаниям получилось довольно быстро сделать хороший проект, который оценили специалисты уважаемой IT-компании.

Потом мы с еще одним лицеистом сделали аркадную игру про зомби, отправили всё на тот же «Цифровой ветер» и заняли третье место. А в качестве выпускного проекта у меня был городской бот: говоришь, из какого ты города, и можешь прямо из Telegram заказать билеты на самолет, посмотреть вакансии, погоду и местные новости.

Сейчас я немного отошел от таких творческих проектов, больше гоняю по хакатонам, изучаю анализ данных и машинное обучение. На съезде лучших выпускников в Москве я познакомился с ребятами из Калуги, мы создали команду Big Yandex Lyceum Brothers и начали ездить вместе. Сначала нашли какой-то казахский хакатон, на котором нужно было предсказывать уличный трафик, заняли второе место и получили по семь тысяч рублей каждый. Так что мы продолжили ездить по разным мероприятиям, но сейчас времени совершенно не хватает: впереди ЕГЭ и олимпиада НТИ. 

Были и несерьезные, совсем маленькие проекты. Однажды я сидел дома и ждал курьера, который должен был позвонить на домашний телефон. Мне не хотелось весь день его караулить, и я быстро сделал систему оповещения: определил уровень шума в комнате в тот момент, когда звонит городской телефон, настроил микрофон, написал пару строчек кода и пошел гулять. Когда курьер позвонил, мне ВКонтакте пришло уведомление от бота. Я вернулся домой и перезвонил. Бредовая идея, конечно, но это всего три строчки на Python, и всё, можно не дежурить у телефона. Ничего сложного. Мне кажется, кто угодно справится.

Больше по теме