Передай другому: как и зачем начинать преподавать, если вы разработчик

Рекомендации трёх сотрудников Яндекса, которые совмещают основную работу с преподаванием

Передай другому: как и зачем начинать преподавать, если вы разработчик

Разработка

Всё больше разработчиков начинают преподавать: в университетах и кружках, на выездных школах и на онлайн-курсах. В образовательных проектах существует высокий спрос на тех преподавателей, которые могут поделиться практическим опытом, а не только пересказать теорию. 

Сами разработчики могут вынести из обучения других разные преимущества: от углубления и систематизации профессиональных знаний до развития мягких навыков. Мы поговорили с разработчиками Яндекса о том, как они научились совмещать основную работу и преподавание, справились с организацией курсов и с синдромом самозванца.

Как понять, что можно начинать учить других

Многолетний опыт — далеко не обязательное условие для того, чтобы начать преподавать. Пробовать обучать других можно на разных этапах карьеры, главное — понимать, что вы можете им объяснить, а с чем вам самим ещё только предстоит глубоко разобраться.

Саша Жихарева, разработчица отдела технологий распределенных вычислений в Яндексе и преподавательница алгоритмов и структур данных, рассказывает: «На первых курсах университета мне казалось, что для преподавания нужно иметь очень крутой уровень, знать всё про свою область. Сейчас я понимаю, что любой человек, который серьёзно занимается разработкой, может попробовать этому научить».

Для того, чтобы понять, интересно ли вам преподавание, можно начать с малого: например, попробовать устроиться учебным ассистентом в своём университете или помочь на подготовительных курсах для школьника. Набравшись опыта, вы сможете брать на себя все более и более сложные и ответственные преподавательские задачи.

Руслан Савченко, который ведёт курсы «Архитектура компьютера и операционные системы» и «Базы данных» в Школе анализа данных, начал выступать в роли преподавателя учась в школе. «В математических классах и кружках так принято, что задачи у младших школьников проверяют старшие, а у старших — студенты. Я рос в среде, где многие примеряли на себя роль учителей, и поэтому даже не воспринимал преподавание как отдельную профессию».

Владимир Фолунин преподаёт алгоритмы на базовой кафедре Яндекса в Высшей школе экономики и советует начинающим педагогам ставить себя на место студентов: «Скорее всего, ты сможешь вывести из своего опыта, что важно дать студентам на паре, чтобы они усвоили материал. Основываясь на этом, можно прикинуть, готов ли ты преподавать выбранный предмет и отвечать на возможные вопросы студентов по теме».

Что даёт опыт преподавания

Саша, Владимир и Руслан сошлись в том, что у преподавания есть такие преимущества:

  • систематизация и углубление профессиональных знаний 
  • развитие уверенности в себе при общении с другими людьми
  • общение со студентами и понимание того, кто и с каким опытом приходит в твою область
  • развитие умения объяснять и преодолевать непонимание

Однако каждый человек находит в процессе обучения других свои плюсы. И узнать о них можно, только если попробовать преподавать самому.

Например, Саше Жихаревой оказалась важна возможность поделиться своим опытом с другими студентами, помочь им и поддержать их. «У каждого разработчика есть уникальные экспертиза и путь развития, особое восприятие профессии. Для студента важно послушать разных преподавателей, увидеть, как рассуждают люди с разным бэкграундом — пусть даже об одном и том же. Личный опыт не изучишь по книгам. Мне нравится чувствовать, что я делаю что-то полезное, хорошее. Я знаю, что преподавателей не хватает, поэтому вижу, что мой труд важен».

Руслан Савченко сам очень увлечён тем, что рассказывает, когда преподаёт. «Однажды ученики пришли и сказали, что сегодня хотят вместо программирования заняться историей. “Хорошо”, - сказал я, и тут же, без подготовки стал рассказывать про историю вычислительной техники и программ, как развивались UNIX и Linux. Как раз хватило на один школьный урок. С таким упоением рассказывал, что меня даже никто ни разу не перебил».

Владимиру Фолунину в преподавании нравится то же, что и в программировании: возможность решать возникающие задачи и проблемы. «Это экстраполируется и на мою основную работу: мы заставляем машины делать то, что нам нужно. И тот момент, когда все кусочки пазла складываются в одну большую красивую картинку, стоит того, чтобы вкладывать усилия. При обучении студент знакомится с темой, понимает, в чём заключаются трудности и узнает, как эти трудности преодолеть. Невооруженным глазом видно, как его собственный профессиональный путь пополнился еще одной ступенькой. Ради этого ощущения я и преподаю».

Где можно начать свой преподавательский путь

Наши спикеры начинали с небольшой нагрузки, постепенно решаясь на всё более серьёзные и сложные преподавательские задачи. Саша начинала на старших курсах Дальневосточного федерального университета, а после переезда и устройства на работу в Яндекс ей предложили преподавать алгоритмы на ФКН и ревьюить код в ШАДе. 

Руслан сначала принимал задачи у математического класса на подготовительном кружке, а потом пришёл учить их программированию. Когда в аспирантуре вуза пришло время обязательной педпрактики, он выбрал «малый мехмат» – открытый математический кружок для школьников.  Владимир начал преподавать, учась в бакалавриате Ульяновского государственного технического университета, и параллельно организовал кружок для тренировок по олимпиадному программированию

Каждый из них убеждён: найти возможность преподавать не сложно, сложнее выбрать из множества вариантов тот, на который найдётся время и силы. Преподавать можно в университетах и кружках, на онлайн-курсах и выездных школах.

Саша Жихарева делится:  «Я еще ни разу не слышала: “О боже, у нас столько преподавателей, куда их деть?” Скорее ты услышишь: “У нас только 8 человек, срочно нужно найти ещё!”».

Руслан Савченко считает, что начинать лучше с малого – например, с семинаров в собственном вузе или на курсах. Он советует прийти к преподавателям понравившихся курсов и спросить, чем ты можешь быть полезен. «Решиться сложно, но возможности всегда есть. Например, тебе могут предложить заменить кого-то на пару лекций. Справишься с небольшой нагрузкой – и идея взяться за целый курс уже не будет казаться безумной».

У разных форматов занятий есть свои плюсы и минусы. Например, в онлайн-преподавании критически важен уровень мотивации студентов и могут возникать сложности с обратной связью Из-за этого многие преподаватели больше любят вести лекции вживую, так как на них видна отдача слушателей. 

На что обратить внимание на старте

Начинать нужно с подготовки к занятиям, этот шаг обязателен для человека с любым опытом. Руслан Савченко убеждён: «Не получится просто взять учебник и пересказать главу, придётся перелопатить кучу статей и другой литературы. Иногда понимаешь, что какую-то книгу ты прочитал просто ради пары фраз на лекции. Всё свободное время, которое у меня есть, я трачу на подготовку. К счастью, я отношусь к тем людям, которым искренне нравится учиться».

Саша Жихарева считает, что важный шаг в подготовке к лекциям — научиться признавать, что ты чего-то не знаешь или можешь ошибиться. «Придётся восполнить пробелы, структурировать то, что хочешь рассказать и уложить это в таймлайн».

Стоит позаботиться не только о содержании курса, но и о технических моментах: здраво оценить нагрузку, запланировать время на дорогу туда и обратно, проверку домашней работы, организационные детали.

Ещё один совет для начинающих — учитывать, что у студентов другой уровень подготовки. Классическая ошибка начинающего докладчика – сделать доклад для себя, а не для других. У слушателей такого доклада в глазах обычно видны боль и немой вопрос: «Когда же это закончится?» 

Чтобы избежать этого, обращайте внимание на реакцию аудитории, взаимодействуйте с ней. Например, задайте несколько вопросов и выслушайте варианты ответов студентов. Это вовлечёт людей в процесс: активные студенты заработают бонусные очки, а усталые слушатели — получат возможность отдохнуть.

Владимир Фолунин приводит такой пример: «Допустим, профессор всю свою жизнь посвятил микроконтроллерам и в каждом студенте видит инженера-микроконтроллерщика. Ему трудно допустить мысль, что не все студенты могут быть знакомы с пеленок с синтаксисом ассемблера, и что нельзя так с самой первой пары зайти и начать говорить на этом языке. Прежде чем давать специфический сложный материал, нужно удостовериться, что студенты могут его воспринимать».

Саша Жихарева считает, что занятие прошло успешно, если после него студенты задают нетривиальные, сложные вопросы. Чтобы прийти к такому вопросу, человеку нужно было выслушать лекцию вдумчиво и разобраться. Если вопросов нет вовсе – это плохой знак.

Как справиться с переживаниями

Многие преподаватели рассказывают о том, что поначалу им пришлось справляться с волнением, страхом публичных выступлений и синдромом самозванца («сейчас я выйду к студентам и все поймут, что я ничего не знаю»).

Саша Жихарева отмечает, что уверенность в себе приходит с практикой. «Мне кажется, любому человеку некомфортно выступать перед большой аудиторией, особенно вживую. Но к этому можно привыкнуть, понять, что ты в состоянии с этим справиться. Я до сих пор иногда волнуюсь во время лекций — и это нормально».

Чёткий план выступления и запас материалов для работы с аудиторией — лучшая страховка на случай, если вы впадёте в ступор. Руслан Савченко рассказывает: «Однажды было выступление нетипичного для меня жанра на большую и незнакомую аудиторию. Я хорошо подготовил доклад, сделал слайды, чётко понимал, что нужно говорить. Это помогло с волнением – первые минуты я говорил просто на автомате».

Любому преподавателю важно следить за тем, не начинает ли он выгорать. Лекции и подготовка к ним могут выбить человека из привычного ритма жизни, заставить постоянно переключатьcя между разными контекстами.

Владимир Фолунин убеждён: «В первый год, когда ты читаешь курс, скорее всего, он пройдёт не идеально, на втором и третьем годах ты что-то улучшишь. Однажды наступит момент, когда ты уже нашёл лучшие слова и примеры, и заранее знаешь, с чем у студентов возникнут сложности. Если ты заметил некие паттерны в происходящем, всегда имеет смысл искать более современные, более актуальные задачи приложения тех вещей, которые преподаёшь. Нам очень повезло, что в нашей профессии найти такие примеры всегда можно».

Больше по теме

Разработка

Руководитель разработки виртуальной сети Yandex.Cloud о работе архитекторов

«В проектировании не бывает быстрых прорывов: это работа на долгосрочный результат»

Разработка

Что такое React и как его освоить?

Рассказываем про популярную JS-библиотеку и даём план её изучения

Анализ данных, Разработка

Чем занимаются лауреаты стипендии имени Ильи Сегаловича

Углублённое изучение математики, научные исследования и работа в собственном стартапе

Разработка

Чем школы Яндекса отличаются от стажировок

И как понять, куда лучше пойти, если вы разработчик

Разработка

Автоматизируй это! Упрощаем жизнь разработчика

Как автоматизировать тестирование, cбор и обработку данных, деплой — и другие рутинные задачи

Разработка

Как давать и получать обратную связь

Фидбек как инструмент роста разработчика

Разработка

Из художницы в бэкендеры

Опыт и советы бэкенд-разработчика Яндекс.Маркета