Наставничество в IT: кто и как применяет его в работе?

Три истории людей, которые работали с наставниками или сами обучали новичков

Наставничество в IT: кто и как применяет его в работе?

Разработка

Технологии и инструменты в IT постоянно меняются. Чтобы стартовать в этой отрасли или оставаться сильным профессионалом, часто недостаточно книг и курсов. Нужны советы опытных коллег, которые помогут сориентироваться и быстрее развиваться. Помочь с этим может наставник. Его задача — научить самостоятельно находить решение. В преддверии запуска Школы наставников в Яндекс.Практикуме мы собрали три истории тех, кто работал с наставниками или сам обучает новичков.

Что такое наставничество

Наставничество в IT — это возможность для новичка быстрее продвинуться в работе или учебе. Наставник, как правило, не смотрит код и не дает готовое решение. Он задает наводящие вопросы или объясняет, с какими темами поработать, чтобы прийти к нужному результату.

Наставник дает новичку контекст — показывает, как применять теорию и учебные задания в реальных проектах. С ним можно разобрать непонятную задачу или составить план, чтобы прокачать навык. Еще наставник делится личным опытом. Например, он может рассказать новичку, пришедшему из другой сферы, про коллег, которые тоже однажды сменили профессию.

«Это начинается как менторство: „Я делаю, а ты повторяй“. Затем идет уже собственно наставничество: „Сделай, а я посмотрю, правильно ли ты делаешь“. Для меня суть заключается именно в этом: ты не делаешь за другого, но немного облегчаешь ему путь, подсказываешь, как действовать, в каком направлении мыслить», — говорит Кирилл Маркидонов, руководитель отдела веб-тестирования в Exante.

«Работа с наставником начинается с того, что вы договариваетесь об условиях, — говорит Дарья Мартынова, старший специалист по тестированию в EPAM Systems. — Мы называли это контрактом — некие правила, которым следуют и наставники, и студенты. Наставник дает какой-то набор обещаний и договаривается со студентами, чего он от них ждет. Важно следовать договоренностям, хотя иногда это бывает очень сложно».

«Большая часть процесса работы с наставником — это общение. Лучше всего работает неформальный диалог, — говорит Кирилл Маркидонов. — Когда мы используем формальные механизмы, это больше формат руководитель-подчиненный. Такое взаимодействие помогает в решении каких-то задач прямо сейчас. Если же мы думаем об инвестициях в будущее, то здесь важно неформальное общение. Оно закладывает фундамент, помогает пониманию вещей.

Обязательно нужно хвалить, находить, за что можно поблагодарить человека. Даже если он серьезно ошибся, можно найти и положительные стороны. Мне кажется, в этом смысл наставничества — не просто научить, но еще вдохновить на большее».

Опытный наставник видит, когда и как навести студента на правильное решение. Он хорошо знает сферу и понимает, с какими вопросами сталкиваются новички на разных этапах. Если наставник не встречался с подобной проблемой, он знает где искать ответы и делится этими источниками с начинающим коллегой. Такая работа помогает самому наставнику развиваться и вдохновляет его.

«Я получаю от наставничества в первую очередь эмоции. Когда у меня долго нет обучающихся, а потом появляется новичок или группа — сразу прилив идей и эмоций. Я придумываю, как можно объяснить ту или иную тему, с какими задачами поработать. Мне очень нравится этот процесс.

Наставничество хорошо развивает способность запоминать и формулировать. До того, как я начала работать с новичками, многие вещи я уже знала на уровне практики, но не всё из этого могла объяснить с точки зрения теории. Сейчас же я смогу рассказать про любой практический навык в теоретическом ключе», — говорит Дарья Мартынова.

alt

В учебе

Перед началом работы наставник выясняет уровень студента и разбирается, чего тот хочет достичь с его помощью. Это похоже на собеседование, когда задают вопросы по теории или просят рассказать, с какими задачами человек работал.

«Мне не хватало в учебе обратной связи. Я хотел, чтобы кто-то опытный смотрел мой код и говорил, всё ли я правильно делаю. Сначала мы два часа разговаривали с наставником — обсуждали, чего я хочу и что умею. После этого он составил план проекта, над которым я должен был работать два месяца. Наставник смотрел мой код, говорил, что исправить или оптимизировать, давал ссылки на документацию и статьи по теме.

В течение дня мы общались в Телеграме. И договорились так: если я два часа не могу сам разобраться, то пишу ему. Он объясняет, что-то подсказывает. Если и после этого не получается — вечером созваниваемся на полчаса и всё обсуждаем. Я расшаривал экран, а наставник смотрел и разбирал код», — говорит Дмитрий Шубенок, разработчик и автор курса в Яндекс. Практикуме.

«Наставник помогает сэкономить время», — продолжает Дмитрий Шубенок, которому в свое время довелось работать с пятью наставниками. — Каждый был нужен для разных целей. Двоих я нанимал для обучения, а остальных — для помощи в проектах и по работе. Когда я обращался с рабочими задачами, я не давал свой код, спрашивал только по теории: как реализовать то или иное решение.

Например, мне нужно было быстро разобраться с новой технологией. Чтобы это не заняло слишком много времени, я нашел наставника и задавал ему вопросы. По моим ощущениям, это значительная экономия ресурсов».

«Вместе с новичком может расти и наставник», — считает Дарья Мартынова. В этом помогают постоянная подготовка к занятиям и поиск ответов на вопросы студентов. «Когда ты десять раз рассказываешь одно и то же, то настолько хорошо погружаешься в тему, что начинаешь разбираться ещё лучше. Получается, что, обучая других, ты прокачиваешь себя. С другой стороны, ты параллельно учишься новому. Студенты приходят с вопросом, а ты о таком даже не читал. В сфере IT всё быстро меняется, нужно давать самую актуальную информацию. Поэтому ты постоянно вникаешь во что-то новое».

В рабочих проектах

В небольшой компании новичок может остаться один на один с непривычными задачами. Так бывает, если штат IT-специалистов небольшой и у всех примерно одинаковый опыт или если вас наняли первым. Чтобы быстрее вникнуть в работу, можно обратиться к наставнику.

«Я устроился в компанию, где не было более опытного специалиста, который бы помогал в первое время. Мне приходилось самому во всем разбираться.

Мы с наставником обсудили, что я хочу советоваться, когда принимаю решения. Он предупредил, что не будет смотреть мой код. Когда наставник составил план, мы обсудили, в чём, по его мнению, я отставал. По этим темам он давал отдельные задачи, задавал вопросы», — говорит Дмитрий Шубенок, разработчик и автор курса в Яндекс.Практикуме.

Наставник помогает быстрее вырасти в профессии. Такая помощь подойдет новичкам с небольшим опытом самостоятельной работы. «Мне хотелось максимально быстро повысить свой уровень в разработке. Я поставил цель за пару лет освоить необходимые навыки и дальше работать самостоятельно. Когда я впервые обратился к наставнику, у меня был опыт коммерческой разработки около шести месяцев», — говорит Дмитрий Шубенок.

«Каждый начинающий специалист сам формулирует для себя, в чем ценность работы с наставником», — продолжает Дмитрий Шубенок. — Есть два типа людей. Одни говорят, что наставники не нужны. Другие — что это лучший способ прокачаться. Мне кажется, это зависит от степени внутреннего перфекционизма. Кто-то просто выполняет задачу на том уровне, на каком может. Ему не хочется тратить ресурсы на то, чтобы работать с наставником. А другой стремится выполнить свою задачу наилучшим образом и находит для этого вот такой способ».

С новичками в IT

«Специалисты с небольшим опытом легче вникают в задачи, но им трудно отказываться от привычных методов работы, — говорит Дарья Мартынова, старший специалист по тестированию. — Те, кто начинает карьеру в IT с нуля, больше прислушиваются к наставнику. Бывает сложно переубедить новичка, который пришел в компанию с каким-то опытом. С одной стороны, у него уже есть определенный уровень понимания, с другой — если фундамент заложен не совсем правильно, сработаться будет непросто.

С теми, кто приходит в IT из другой сферы, главная сложность — направить их мыслительный процесс в правильном ключе. Чтобы они хорошо искали информацию, грамотно применяли логическое мышление».

Чтобы начинающий специалист лучше адаптировался, наставник использует разные роли. Он может вести себя как учитель, руководитель, как равный с равным. Любая роль предполагает разбор ошибок и обсуждение того, что и как было сделано.

Кирилл Маркидонов, руководитель отдела веб-тестирования, рассказывает:

«В некоторых компаниях есть практика, когда у опытного IT-специалиста несколько новичков, но он только раз в неделю собирает у них отчеты по задачам. Я считаю, это нельзя назвать наставничеством. Думаю, правильно вызывать джуниор-разработчика на дискуссию и делать это в неформальном ключе.

Самый продуктивный способ учить кого-то — задавать наводящие вопросы и вместе искать решение. Новичок лучше закрепляет навык, когда сам доходит до результата, чем если бы он получил готовый ответ.

Второй важный момент — обратная связь. Суть всего взаимодействия наставника и новичка в коммуникации. Я не только запрашиваю обратную связь, но и принимаю ее, даю фидбек на нее.

Третий нюанс — к каждому новичку нужен свой подход. Например, есть люди, которым ты просто говоришь, что делать, и они делают. А есть менее вовлеченные, с которыми приходится всё время контролировать сроки и задачи. Опыт показал мне, что не бывает универсальных подходов и теорий, которые работают в любой ситуации».

Что нужно, чтобы стать наставником

Недостаточно быть сильным профессионалом, чтобы стать хорошим наставником. Но и одних только знаний из психологии и развитых навыков общения тоже будет недостаточно. Насколько человек способен развиваться в наставничестве, определяется балансом этих качеств.

«Важно уметь четко формулировать мысль, следовать договоренностям и любить работу с новичками, — говорит Дарья Мартынова. — Если ты просто льешь воду, то к такому наставничеству сложно серьезно относиться. Нужен практический опыт, чтобы приводить примеры. А еще много терпения».

«Новичку проще делиться трудностями, если наставник может общаться с ним неформально, — говорит Кирилл Маркидонов. — Вот человек сидит за монитором. Ты приходишь, кладешь ему руку на плечо и спрашиваешь: „Ну, что?“ И у него сразу все мысли пропадают из головы. Разговоры у кулера не дают такого напряжения, человек в этот момент отвлечен и менее скован.

Если ты чувствуешь в разговоре, что человек не готов с тобой поделиться проблемой, стоит об этом сказать. Например: „Если ты стесняешься плохого решения, не бойся, мы с тобой поговорим об этом и придумаем хорошее“. Другой метод — показать, что это и твоя проблема тоже. „Если мы не справимся с этой задачей, мне же тоже прилетит. Поэтому давай вместе подумаем, найдем подходящее решение“».

«Важно суметь расположить к себе начинающего специалиста, — говорит Дарья Мартынова. — Иногда сталкиваюсь с застенчивостью, закрытостью новичка. Люди боятся задать вопрос. А в нашей сфере это очень важно: чем сплоченнее команда, тем лучше результат. Я стараюсь расшевелить таких людей, объясняю, что задавать глупые вопросы — это нормально».

Как учат в Школе наставников

«Книги по психологии и мотивации, тематические статьи и видео сложно объединить в систему», — считает Дарья Мартынова. Курс помогает сориентироваться в теории и проверить свои навыки наставника на практике с кураторами и другими студентами.

«Когда нет системы и ты сам пытаешься найти информацию, сложно отфильтровать нужное от ненужного. Иногда ты можешь даже не знать, что искать. Например, видишь, что не налаживается контакт со студентами, но непонятно, с каким вопросом тебе надо разобраться. Это что-то из психологии преподавания или нужно читать статьи по мотивации», — говорит Дарья Мартынова.

Для наставника важно разбирать примеры из своей практики с более опытными коллегами, видеть решения, которые сработали у других в такой же ситуации.

Все задания, которые разбирают на курсе Яндекс.Практикума, взяты из реального опыта. Студенты комментируют работы друг друга наравне с кураторами.

«Сначала меня смущало, что это онлайн-формат. Потому что, по моим ощущениям, через полчаса ты уже не слушаешь вебинар, а отвлекаешься на какие-то другие дела. Но после первого же занятия все сомнения отпали. Это сложно было назвать вебинаром: процесс больше похож на мастер-класс в онлайне, где ты делишься своими решениями и общаешься с другими участниками. Ты постоянно вовлечен: каждые десять минут что-то говоришь, обсуждаешь какую-то ситуацию.

Мы все видели ответы друг друга. Иногда попадались решения, до которых сам бы никогда не додумался, и это было очень полезно», — говорит Дарья Мартынова.

Больше по теме

Менеджмент, Разработка

Как превратить идею в фичу для мобильного приложения?

Релизный цикл Яндекс.Музыки под микроскопом

Разработка

5 распространённых редакторов кода и их функции

Сервисы для фронтенд-разработчиков, для работы над масштабными проектами и для тех, кто привык настраивать сервисы под себя

Анализ данных, Разработка, Яндекс в вузах

Как развивается онлайн-образование в МФТИ

Андрей Райгородский: «Мне очень хочется, чтобы к нам поступали люди не только из Москвы»

Разработка

6 вещей, которые должен знать каждый джуниор-разработчик

Принципы, а не инструменты, польза терпения и другие добродетели

Разработка

Сериал про языки программирования. Выпуск третий: Java

Рассказывает старший разработчик в отделе облачной инфраструктуры Яндекса Всеволод Миньков

Анализ данных, Разработка

Как устроена работа голосовых помощников

От распознавания звуков до человечных ответов на вопросы

Разработка, Менеджмент

Чем занимается внутренняя техподдержка Яндекса

Рассказ руководителя службы ServiceDesk Арвидаса Гафиулина