Журнал / польза

Каково получать магистерское образование онлайн?

Борьба с прокрастинацией, дружба через Slack и поиск мотивации.

Полгода назад Высшая школа экономики открыла онлайн-магистратуру по наукам о данных на английском языке. На первый набор поступили 96 студентов из самых разных городов и стран. Мы поговорили со студентами из России, Индии и ЮАР, о трудностях, первых успехах и мотивации начать онлайн-обучение.

Дубей Бхупендра, Индия

В 2011 году закончил магистратуру по специальности «Электроника и техника связи». Начал карьеру как инженер-программист, затем работал исследователем в алгоритмическом трейдинге. После хедж-фонда снова работает на должности инженера программного обеспечения.

Мои интересы всегда были связаны с физикой и математикой, и я никогда не переставал их изучать. Я убежден, что за онлайн-образованием будущее. Я учусь онлайн уже давно и вижу, что для меня это очень эффективно. 

Учеба уже сама по себе меня мотивирует, но главное в том, что я смогу использовать свои знания и диплом, чтобы найти хорошую исследовательскую работу

Занятия проходят интересно, я углубляюсь в темы, которые мне всегда нравились, все предметы первого семестра я уже когда-то изучал. Студенты смотрят записанные лекции в удобное время, а раз в две недели проводятся лайв-сессии. Лично мне занятия в реальном времени не приносят большой пользы, так как они в основном направлены на людей, у которых много вопросов. Я предпочитаю, когда на вопросы отвечают по электронной почте или на форумах и когда преподаватели дают интересные задачи на построение концепций. 

Главный вызов для меня — это баланс между учебой, работой и семьей. Находить время непросто, потому что каждую неделю параллельно с двумя курсами нужно выполнять задания. С нагрузкой помогают справляться удовольствие от учебы и поддержка жены. Отсутствие контакта с однокурсниками для меня пока главный минус онлайн-образования, эту проблему я не смог решить.

Моя основная цель — хорошо учиться, не думая о том, что я буду делать с этими знаниями. Но в глубине души я вижу себя на исследовательских ролях в промышленной сфере. И, возможно, когда-нибудь я получу докторскую степень. 

Валерий Седин, Санкт-Петербург 

Книга и блог «Гарри Поттер и методы рационального мышления» подтолкнули его заниматься математикой. Работает фронтендером около шести лет.

У меня не техническое образование, и это всегда сдерживало мою карьеру, всегда хотелось это исправить. Я знаком с Вышкой, учился в бакалавриате на менеджера и доверяю ее качеству образования. Фронтенд надоел, было бы здорово переключиться на что-то поинтереснее. В начале программы знаний мне хватало. Базовый Python, хотя это и не моя специальность, пролетел незаметно.

Курс математического анализа (Calculus) оказался для меня сложноват. Я многое успел подзабыть, но в итоге справился. Занятия в магистратуре похожи на курсеровские курсы: видеолекции плюс домашка — тесты и задания по программированию. Бывают лайв-сессии, где можно задавать вопросы преподавателям, если что-то непонятно, но у меня такой потребности не возникает. Больше всего понравились домашние задания на курсе Calculus. Они были трудные, но интересные.

Надеюсь, что смогу применить новые знания в моей компании, хотя четких представлений о профессиональном развитии у меня пока нет.

Татьяна Яворская, Москва 

Работала в журналистике, маркетинге, рекламе. Желание научиться новому привело ее в Нижегородский государственный технический университет, где она закончила бакалавриат по специальности «Информационные системы и технологии».

Частые командировки по работе заставили меня искать вариант онлайн-обучения. Можно самой планировать время, заниматься даже во время очередной поездки. Программа магистратуры разработана на хорошем уровне, при этом приходится многое осваивать самостоятельно, к этому я была готова. Самым трудным для меня оказался английский. Я хорошо знаю язык, но в науках о данных много специальных терминов, и если в голове не выстроена связь между английским термином и русским эквивалентом, понять преподавателя сложно.

Думаю, наибольшая трудность онлайн-магистратуры — самоконтроль 

Нет четкого расписания, приходится самой всё планировать и бороться с прокрастинацией. Правда, преподавательский состав позаботился о том, чтобы свести к минимуму отклонения от графика. Почти у каждого курса есть еженедельные дедлайны. Если вовремя не сдать задание, то можно получить штраф. 

Другая проблема в том, что не хватает прямого контакта. Конечно, есть форум, но быстрота отклика зависит от преподавателей. Некоторые отвечают медленно, другие уже через полчаса присылают долгожданное объяснение. В последнем случае чувствуется заинтересованность преподавателя в успехах студента, что, несомненно, подталкивает к освоению предмета.

Мне очень нравится, что во всех курсах есть задания, в которых нужно использовать Python, так что навыки программирования мы применяем каждый день. Очень удачно, что по каждому предмету у нас есть отдельные каналы в Slack для общения с одногруппниками. Несмотря на то, что мы находимся в разных уголках планеты, спустя несколько недель со многими общаешься так, как будто вы виделись вживую. И это тоже отличный способ обучения. Если что-то непонятно, размещаешь там вопрос, и, как правило, минут через 15 кто-нибудь да ответит. 

Сложнее всего мне дался матанализ. Казалось, что программа была составлена для совсем продвинутых датасаентистов, но потом стало понятно, что преподаватель заставляет думать, искать и находить ответы на сложные вопросы. Было сложно, но в конце курса после получения обратной связи по финальному проекту пришло приятное ощущение победы.

Жан-Люк Китунка, ЮАР 

Получил диплом бакалавра по компьютерным наукам и закончил MBA.

Я десять лет занимался программированием и решил сделать паузу, чувствовал, что пора остановиться и определиться, в каком направлении двигаться дальше. Присматривался к машинному обучению, применял какие-то вещи на практике, не всегда понимая принципы, стоящие за тем или иным действием. Потом я увидел магистратуру в Высшей школе экономики, посмотрел структуру программы, и она мне понравилась, подкупило серьезное содержание. Прошел вступительное испытание, понял, что хотел бы продолжить, посоветовался с женой, и она меня поддержала.

Это мой первый опыт академического онлайн-образования. До этого проходил небольшие онлайн-курсы не длиннее шести недель. Мне, в принципе, хватало своих знаний, просто многое, вроде матанализа и дискретной математики, я до этого почти не применял. Так что пришлось освежить эти знания.

На лайв-сессиях мы можем общаться с преподавателями, кажется, что за этим будущее. Я задаю лекторам вопросы, пишу им лично, если что-то непонятно. Лекторам не все равно, и это очень классное ощущение.