Как в девяти городах прошли воркшопы Дизайн-перемены

Дневник одного путешествия

Как в девяти городах прошли воркшопы Дизайн-перемены

Дизайн

Весной 2019 года в городах России, Беларуси и Казахстана прошла Дизайн-перемена — серия воркшопов по продуктовому и коммуникационному дизайну от команды Яндекса. Организаторы Перемены рассказали, каково было каждые выходные летать в новый город, как за восемь часов показать современные подходы в дизайне и чему ребята из Яндекса научились сами.

alt

Каждая пятница начинается со встречи в аэропорту. Мы приезжаем с рюкзаками и чемоданами, пишем в чат в Телеграме — проверяем, что никто не проспал, привычно пьём кофе и садимся в самолёт. Мы команда Дизайн-перемены, а это значит, что уже завтра двадцать человек будут ждать нас в другом городе.

Подготовка: покупаем билеты, готовим тестовое задание

Каждый воркшоп Дизайн-перемены длится восемь часов: ребята из Яндекса рассказывают про этапы работы над продуктом в компании, а участники применяют только что полученные знания во время создания собственного проекта. В течение дня все постоянно общаются, задают вопросы, обмениваются опытом. Вечером участники представляют проекты и получают фидбек.

Такой формат мы придумали в прошлом году, тогда Перемена прошла впервые в десяти городах России. В этом году городов было девять, зато стран целых три — воркшопы также прошли в Минске и Алматы.   

Готовиться к Дизайн-перемене мы начали за пять месяцев. И первое, о чём мы подумали, — это тестовое задание.

Саша Всехвальнов, руководитель группы дизайна внутренних сервисов Яндекса:

«Когда мы только начали придумывать тестовое задание, на волне были Яндекс.Драйв и вообще вся история с шеринговой экономикой. И мы решили делать что-то в этой стихии — чтобы задание было интересно выполнять, чтобы оно получило максимальный охват, было актуальным и понятным. Но нам не хотелось повторяться: брать истории с каршерингом или каким-нибудь самокат-шерингом. В итоге получилось задание, в котором мы предлагали участникам сделать интерфейс или коммуникацию для приложения по аренде игровых консолей. Это такой кейс, который особо ещё никто не популяризировал с точки зрения настоящего бизнеса».   

Серёжа Терновых, руководитель группы дизайна Поиска:

«Нам прислали 666 выполненных работ. Просмотреть и оценить такое количество заявок — сложная задача. Для её решения мы позвали на помощь наших коллег. В итоге работы оценивали 15 дизайнеров Яндекса.

Мы не просто смотрели и решали, нравится нам результат или нет, мы придумали целую структуру. Работы оценивались по трём позициям: исследование и аналитика, графика (UI) и проектирование (UX). Всего для участия в Дизайн-перемене мы отобрали 182 человека, часть из которых после неё пришли к нам работать». 

В путь: новые города, новые впечатления, новые дизайнеры

Каждую субботу воркшопы проходили одновременно в двух городах, и в каждую точку отправлялась своя команда дизайнеров. Мы старались составлять команды таким образом, чтобы в них попадали ребята из разных сервисов Яндекса. 

 

Настя Вишневская, старший дизайнер Алисы: 

«Мой родной город Фурманов находится в Ивановской области, и я очень хорошо помню, как иногда бывает сложно поехать куда-то учиться, когда ты только начинаешь заниматься дизайном. Когда я узнала об этом проекте, то сразу подумала, что это отличная идея, захотелось поучаствовать — приезжать в разные города и рассказывать, как устроен дизайн в Яндексе, ребятам, у которых часто нет возможности легко сорваться в Москву на обучение. Ведь в каждом городе много начинающих дизайнеров, которым не хватает знаний и мотивации, чтобы двигаться дальше.

Я принимала участие в воркшопах в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Минске. В некоторых городах я была спикером, а в каких-то куратором: общалась с ребятами, отвечала на вопросы, подсказывала, в каком направлении двигаться с их заданием. До этого у меня уже был похожий опыт: я читала лекции в Британке, вела курс в “Среде обучения”. Дизайн-перемена запомнилась мне тем, насколько открытыми и заинтересованными были участники. 

Ещё мне кажется, что это очень интересная история для нас самих. В Яндексе работает много дизайнеров, но у каждого свои сервисы и задачи. Вот ты приходишь на работу в студию, вы все вместе сидите и общаетесь. Когда ты приходишь в Яндекс, ты знаешь, что там очень много крутых ребят, но больше чем с половиной из них ты по работе не пересечёшься. После поездок на воркшопы мы все очень сдружились, это классно».

Илья Александров, руководитель группы дизайна Карт и Метро:

«Дизайн-перемена, в отличие от Школ мобильного дизайна, где мы, организаторы, находились в комфортных условиях, — это такая, как говорят в спорте, “игра в гостях”. Ты вроде должен сделать то же самое — рассказать про свой опыт, помочь ребятам сделать самостоятельный проект, но новое место сильно влияет на тебя. Благодаря поездкам в разные города у тебя расширяется кругозор — ты видишь участников в их пространстве, в их экосистеме. И за счёт этого по-другому смотришь на коллег и самого себя».

Вот такие портреты друг друга мы рисовали по дороге на воркшопы:

Возвращение: пересматриваем фотографии, рефлексируем, подводим итоги

Что происходит после Дизайн-перемены? Мы приглашаем участников, которые проявили себя лучше других, пройти собеседование на стажировку. И начинаем готовить следующий образовательный проект. 

Илья Александров, руководитель группы дизайна Карт и Метро:

«Я принимал участие в двух Школах мобильного дизайна и в двух Дизайн-переменах. Когда я получил приглашение поучаствовать в организации первой Школы четыре года назад, я подумал, что это классный шанс, чтобы познакомиться с классными ребятами. И это было основным побуждением, ведь на старте я не понимал, к чему это всё приведёт, будет ли интересно или сложно, чему я научусь. 

alt

После первой Школы я открыл для себя какие-то новые вещи. Я понял, что этот проект в первую очередь про образование, которое ты можешь дать, не зная об этом. Ведь каждый человек, работающий в Яндексе, обладает какими-то знаниями. Мало кто об этом задумывается, но есть огромный плюс в том, что нас в Яндексе так много — знаний тоже много, и они очень разнообразны. Поэтому когда мы находим в себе силы и рассказываем даже какие-то маленькие кусочки — пусть не всегда структурированные — это круто. Ведь они могут быть очень полезными для людей, которые хотят их услышать.

После каждого такого проекта ты подводишь итоги, рефлексируешь. И, конечно, хорошо, когда помимо этого ты ещё находишь людей к себе в команду. Я стараюсь после каждого такого проекта взять хотя бы одного человека на стажировку и дать ему те навыки, которые невозможно получить во время обучения в Школе мобильного дизайна и на Дизайн-перемене. Даже в формате трёхмесячной стажировки человек по-другому раскрывается. И для ребят из моей команды это тоже полезный опыт. Приходит новый человек — получается новое взаимодействие, новый контакт, возникают новые взгляды, новые вещи, которые мы можем делать вместе». 

Больше по теме

Дизайн

Инструменты в помощь дизайнеру

Прогнозирование реакции пользователей, создание графики для VR и перевод набросков на бумаге в прототипы

Дизайн

7 бесплатных сервисов для начинающих дизайнеров

Подбор цветовых сочетаний, коллекция из двух миллионов иконок и инструмент для распознавания шрифтов

Дизайн

10 книг и 6 фильмов для дизайнера коммуникаций

Советует Иван Оленкевич — ведущий дизайнер Яндекса

Дизайн

«Дизайн — это не только красивые картинки»

Чему научились студенты образовательной программы Яндекса и  Школа дизайна ВШЭ

Дизайн

Важен ли вкус в работе дизайнера?

Мнение директора по дизайну Яндекса Ильи Михайлова

Дизайн

Арт-директор Яндекс.Поиска об искусстве постепенных изменений

«Если вы не заметили интерфейс, значит мы все делаем правильно»

Дизайн

7 признаков того, что вам не нужно идти на стажировку дизайнеров

Рассказывает арт-директор Яндекс.Поиска