Журнал / польза

Как развивается онлайн-образование в МФТИ

Андрей Райгородский: «Мне очень хочется, чтобы к нам поступали люди не только из Москвы».

Всё началось в 2016 году, когда в МФТИ открылась первая в России онлайн-магистратура на русском языке по направлению «Современная комбинаторика». Удаленное обучение сочеталось с государственными экзаменами и защитой диплома на Физтехе или в офисе Яндекса. Сегодня в МФТИ работают три онлайн-магистратуры. Две на русском (одна по современной комбинаторике, другая по цифровой экономике) и ещё одна на английском языке (по современной комбинаторике и машинному обучению). Одним из тех, кто внёс большой вклад в развитие этих проектов, стал Андрей Райгородский, доктор физико-математических наук, профессор, директор Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ), руководитель совместных исследовательских программ Яндекса и МФТИ. Мы поговорили с ним о перспективах и трудностях онлайн-образования.

​Андрей Михайлович Райгородский
​Андрей Михайлович Райгородский

Расскажите про создание первой онлайн-магистратуры от МФТИ.

В 2016 году мы открыли первую в стране онлайн-магистратуру на русском языке по направлению «Современная комбинаторика». Во многом она была основана на моей личной активности. У нас было подразделение на Физтехе, которое занималось записью роликов для Coursera, и я был одним из тех, кто активно записывал там лекции. Приезжал на съёмки в шесть утра, потому что другого свободного времени у меня не было, и работал с ребятами из нашей команды. По счастью, ничего не репетировал, а сразу вставал к доске и читал в пустой аудитории, но при этом всегда обращался к слушателям, как будто они сидели передо мной.

Я представлял, как слушатели мне отвечают, и пытался верно на это среагировать. Это помогало выделять наиболее значимые моменты в лекции.

Так в общей сложности мы отсняли пять курсов, а спустя какое-то время сообразили, что они могут стать основой для онлайн-магистратуры. Она функционирует и сегодня: каждый год мы набираем по 15–20 человек, и мы готовы к росту числа абитуриентов в несколько раз. Это полноценное очное образование, оно не считается заочным. Техника шагнула настолько далеко вперёд, что люди посредством вебинара общаются друг с другом напрямую, как в жизни, и прокторинг (слежение за списыванием) устроен так, что от очной сдачи экзамена и не отличишь. Только для сдачи государственных экзаменов и на защиту дипломов ребята приезжают в офис Яндекса или на Физтех. Часть из них после защиты поступает в очную аспирантуру.

Онлайн-магистратура по комбинаторике стала фундаментом для дальнейшего развития?

Окрылённые успешным запуском первой онлайн-магистратуры, мы договорились с РАНХиГС о создании совместной двухгодичной магистратуры по цифровой экономике на русском языке. В 2018 году мы её запустили и набрали 20 человек. От Физтеха там курсы по искусственному интеллекту, теории вероятностей, статистике и оптимизации, а от РАНХиГС — по экономике.

А в октябре 2019 года у нас открылась англоязычная «Современная комбинаторика» — первая в России онлайн-магистратура на английском языке.

Почему люди поступают в онлайн-магистратуру?

На онлайн-лекцию не нужно приезжать, её можно послушать, когда тебе захочется. А когда мы проводим вебинары, то подстраиваемся под график студентов, чтобы им было удобно. Иногда мои помощники героически ведут вебинары в десять часов вечера. Пока, конечно, значимая часть студентов — это москвичи. И я хочу сломать эту ситуацию по возможности.

Магистратура — это не только про людей, которые недавно закончили бакалавриат. Это и про тех, кто давно получил высшее образование и вдруг понял, что вязнет в профессиональном болоте и с новыми знаниями мог бы сделать гораздо больше. Также есть люди, которые хотели бы тряхнуть стариной и вновь включиться в научную деятельность. Погрязли они в разработке, а им, может быть, хочется что-то доказать, изобрести или исследовать.

У нас есть курсы и для тех, кто только начинает интересоваться машинным обучением. Это так называемая Школа глубокого обучения. Годовые курсы, на которые могут поступить не только школьники и студенты, но и любой желающий. В школе два основных потока: один называется базовым, а другой — продвинутым. Базовый — это для тех, кто вообще ничем не владеет или считает, что мало чем владеет. Там объясняется всё с нуля на уровне относительно продвинутого школьника. А продвинутый поток — это для тех, кто считает, что он владеет начальным аппаратом, и готов изучить продвинутые инструменты. При хорошем обучении студент может поступить в нашу магистратуру без вступительных испытаний, а школьник получает баллы за индивидуальные достижения или за олимпиады.

Насколько онлайн-формат удобен для вуза и преподавателей?

С одной стороны, онлайн-образование дороже, чем обычное. Например стоимость обучения на направлении «Современная комбинаторика» у нас 270 тысяч рублей в год. Это связано с тем, что за поддержкой платформы следят люди, и это, к сожалению, требует денег. Одно дело оплатить только труд преподавателя, а другое — оплатить ещё и работу специалистов, которые занимаются постоянной поддержкой платформы. С другой стороны, чем больше студентов, тем меньше мы могли бы брать с каждого человека: стоимость поддержки платформы не зависит от количества человек.

Расскажите про методологию обучения в магистратуре.

Как правило, онлайн-магистратура — это 3–4 семестра полноценного обучения и где-то 5–6 курсов в течение каждого семестра. А бывает и больше, например, когда в четвёртом семестре не только происходит научно-исследовательская работа, но и читаются лекции.

Сначала идут лекции, которые разбиваются на смысловые блоки, каждый из которых сопровождается вопросами на закрепление материала. После окончания темы проводятся тесты и контрольная работа с задачами по каждой пройденной лекции. Из их результатов впоследствии формируется оценка. Есть и экзамены, всё как в обычной магистратуре. Чтобы экзамен проходил настолько честно, насколько это возможно, у нас есть система прокторинга, в которой профессионально обученные люди следят за тем, чтобы человек не списывал. Также мы устраиваем онлайн-вебинары, на которых разбираем отдельные задачи, а если студент не смог что-то решить или не разобрался в теме, то он может проконсультироваться с лектором.