Как развивается онлайн-образование в МФТИ

Андрей Райгородский: «Мне очень хочется, чтобы к нам поступали люди не только из Москвы»

Как развивается онлайн-образование в МФТИ

Анализ данных

Всё началось в 2016 году, когда в МФТИ открылась первая в России онлайн-магистратура на русском языке по направлению «Современная комбинаторика». Удаленное обучение сочеталось с государственными экзаменами и защитой диплома на Физтехе или в офисе Яндекса. Сегодня в МФТИ работают три онлайн-магистратуры. Две на русском (одна по современной комбинаторике, другая по цифровой экономике) и ещё одна на английском языке (по современной комбинаторике и машинному обучению). Одним из тех, кто внёс большой вклад в развитие этих проектов, стал Андрей Райгородский, доктор физико-математических наук, профессор, директор Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ), руководитель совместных исследовательских программ Яндекса и МФТИ. Мы поговорили с ним о перспективах и трудностях онлайн-образования.

alt
Андрей Михайлович Райгородский

Расскажите про создание первой онлайн-магистратуры от МФТИ.

В 2016 году мы открыли первую в стране онлайн-магистратуру на русском языке по направлению «Современная комбинаторика». Во многом она была основана на моей личной активности. У нас было подразделение на Физтехе, которое занималось записью роликов для Coursera, и я был одним из тех, кто активно записывал там лекции. Приезжал на съёмки в шесть утра, потому что другого свободного времени у меня не было, и работал с ребятами из нашей команды. По счастью, ничего не репетировал, а сразу вставал к доске и читал в пустой аудитории, но при этом всегда обращался к слушателям, как будто они сидели передо мной.

Я представлял, как слушатели мне отвечают, и пытался верно на это среагировать. Это помогало выделять наиболее значимые моменты в лекции.

Так в общей сложности мы отсняли пять курсов, а спустя какое-то время сообразили, что они могут стать основой для онлайн-магистратуры. Она функционирует и сегодня: каждый год мы набираем по 15–20 человек, и мы готовы к росту числа абитуриентов в несколько раз. Это полноценное очное образование, оно не считается заочным. Техника шагнула настолько далеко вперёд, что люди посредством вебинара общаются друг с другом напрямую, как в жизни, и прокторинг (слежение за списыванием) устроен так, что от очной сдачи экзамена и не отличишь. Только для сдачи государственных экзаменов и на защиту дипломов ребята приезжают в офис Яндекса или на Физтех. Часть из них после защиты поступает в очную аспирантуру.

Онлайн-магистратура по комбинаторике стала фундаментом для дальнейшего развития?

Окрылённые успешным запуском первой онлайн-магистратуры, мы договорились с РАНХиГС о создании совместной двухгодичной магистратуры по цифровой экономике на русском языке. В 2018 году мы её запустили и набрали 20 человек. От Физтеха там курсы по искусственному интеллекту, теории вероятностей, статистике и оптимизации, а от РАНХиГС — по экономике.

А в октябре 2019 года у нас открылась англоязычная «Современная комбинаторика» — первая в России онлайн-магистратура на английском языке.

Почему люди поступают в онлайн-магистратуру?

На онлайн-лекцию не нужно приезжать, её можно послушать, когда тебе захочется. А когда мы проводим вебинары, то подстраиваемся под график студентов, чтобы им было удобно. Иногда мои помощники героически ведут вебинары в десять часов вечера. Пока, конечно, значимая часть студентов — это москвичи. И я хочу сломать эту ситуацию по возможности.

Магистратура — это не только про людей, которые недавно закончили бакалавриат. Это и про тех, кто давно получил высшее образование и вдруг понял, что вязнет в профессиональном болоте и с новыми знаниями мог бы сделать гораздо больше. Также есть люди, которые хотели бы тряхнуть стариной и вновь включиться в научную деятельность. Погрязли они в разработке, а им, может быть, хочется что-то доказать, изобрести или исследовать.

У нас есть курсы и для тех, кто только начинает интересоваться машинным обучением. Это так называемая Школа глубокого обучения. Годовые курсы, на которые могут поступить не только школьники и студенты, но и любой желающий. В школе два основных потока: один называется базовым, а другой — продвинутым. Базовый — это для тех, кто вообще ничем не владеет или считает, что мало чем владеет. Там объясняется всё с нуля на уровне относительно продвинутого школьника. А продвинутый поток — это для тех, кто считает, что он владеет начальным аппаратом, и готов изучить продвинутые инструменты. При хорошем обучении студент может поступить в нашу магистратуру без вступительных испытаний, а школьник получает баллы за индивидуальные достижения или за олимпиады.

Насколько онлайн-формат удобен для вуза и преподавателей?

С одной стороны, онлайн-образование дороже, чем обычное. Например стоимость обучения на направлении «Современная комбинаторика» у нас 270 тысяч рублей в год. Это связано с тем, что за поддержкой платформы следят люди, и это, к сожалению, требует денег. Одно дело оплатить только труд преподавателя, а другое — оплатить ещё и работу специалистов, которые занимаются постоянной поддержкой платформы. С другой стороны, чем больше студентов, тем меньше мы могли бы брать с каждого человека: стоимость поддержки платформы не зависит от количества человек.

Расскажите про методологию обучения в магистратуре.

Как правило, онлайн-магистратура — это 3–4 семестра полноценного обучения и где-то 5–6 курсов в течение каждого семестра. А бывает и больше, например, когда в четвёртом семестре не только происходит научно-исследовательская работа, но и читаются лекции.

Сначала идут лекции, которые разбиваются на смысловые блоки, каждый из которых сопровождается вопросами на закрепление материала. После окончания темы проводятся тесты и контрольная работа с задачами по каждой пройденной лекции. Из их результатов впоследствии формируется оценка. Есть и экзамены, всё как в обычной магистратуре. Чтобы экзамен проходил настолько честно, насколько это возможно, у нас есть система прокторинга, в которой профессионально обученные люди следят за тем, чтобы человек не списывал. Также мы устраиваем онлайн-вебинары, на которых разбираем отдельные задачи, а если студент не смог что-то решить или не разобрался в теме, то он может проконсультироваться с лектором.

Больше по теме

Анализ данных

Трансферное обучение: почему deep learning стал доступнее

Что помогает стартапам использовать методы глубинного обучения в своих проектах?

Анализ данных

«Задача начинающего предпринимателя — быстро совершать ошибки»

Автор курса ШАДа «Как запустить MVP» о технической стороне создания стартапов

Анализ данных, Разработка

Как устроена работа голосовых помощников

От распознавания звуков до человечных ответов на вопросы

Анализ данных

Чем занимаются лауреаты премии имени Ильи Сегаловича 2019

Исследования в сфере компьютерного зрения, распознавание эмоций и применение машинного обучения для развития Нижегородской области

Анализ данных

Зачем специалисту по data science нужна экономика?

Разработчик deep learning в Яндекс.Такси о своём переходе из экономики в науки о данных

Анализ данных, Разработка

Чем занимается разработчик инфраструктуры и как им стать

«Для нас все остальные разработчики Яндекса — пользователи»

Анализ данных

Научить Алису предсказывать намерения пользователя и разобраться в инфраструктуре Amazon

Какие проекты реализовали участники интенсива по машинному обучению от Яндекса и Университета «Сириус»