Как подготовиться к публичному выступлению

Справиться с волнением, определить структуру доклада и придумать, как лучше донести ваши идеи до слушателей

https://avatars.mds.yandex.net/get-media-platform/1599454/63523719-c602-478e-ae40-9c7e516707d5/1240x1240

Защита диплома, презентация проекта, выступление перед инвесторами: умение говорить о своей работе на публике станет важным навыком, который пригодится в жизни не раз. Академия Яндекса поговорила о том, как овладеть этим умением, с Романом Назаровым, который за 8 лет провёл более 450 тренингов «Навыки публичных выступлений» для сотрудников Яндекса, HeadHunter, Badoo, Lamoda и других компаний. Роман рассказал о том, как доносить свои мысли до малознакомых людей, на что обратить внимание при подготовке и почему волноваться перед докладом — это нормально и даже полезно.

Вопросы, которые нужно задать себе перед выступлением

Многие люди выступали на публике хотя бы раз в жизни, и у них уже есть базовые представления о том, что стоит включать в доклад, а чего лучше избежать. Однако когда дело доходит до подготовки, мы часто не знаем, за что хвататься. Составить список тезисов? Подготовить презентацию? Вспомнить все скороговорки, которые мы когда-либо слышали, чтобы точно не запнуться? Я предлагаю начать с ответов на четыре вопроса: зачем нужно ваше выступление, что вы хотите рассказать, как вы планируете это делать и на какую аудиторию вы ориентируетесь.

Вопрос №1. Зачем? 

Задайтесь вопросом о том, зачем эта речь нужна вам, вашей команде или тем, кто будет её слушать. Дать информацию? Мотивировать к чему-то? Чётко сформулируйте цель своего выступления: например, побудить людей профинансировать ваш проект или поставить вам хорошую оценку за дипломную работу. Возможно, вы хотите выстроить личный бренд или заявить о себе в сообществе специалистов.

Ответьте себе на вопрос, зачем выступление нужно лично вам. Тут идёт речь о страсти человека, желании помочь, защитить кого-то или сделать жизнь лучше, стремлении рассказать о том, что вам важно.

Вопрос №2. Что рассказывать? 

На этом этапе нужно понять, из чего будет состоять ваше выступление, что вы хотите рассказать за это время. Тут важно учесть тайминг и ориентироваться на стандартную структуру:

  1. Небольшое вступление. В этой части вы представляетесь, обозначаете тему, говорите о том, сколько времени будете выступать. Важно привлечь внимание аудитории. Уместной может быть короткая история, которая подчеркнет опыт и связь спикера с тематикой выступления и привлекает внимание слушателей к теме. Это произойдет, если слушатели во время вступления ответили себе на вопрос: «зачем они будут слушать это выступление». 
  2. Основная часть. Нужно более подробно рассказать о самом проекте или о работе и сделать это в меру эмоционально. Для подготовки могу посоветовать хорошую книгу Барбары Минто «Принцип пирамиды Минто».
  3. Финал. Выступление лучше всего заканчивать мотивирующей историей. В случае с дипломом это могут быть ответы на главные вопросы вашего проекта, пара тезисов о его научной новизне или о прорыве, к которому он может привести. В других случаях вы можете описать конкретный пример того, как ваш проект способен изменить мир, если развивать его в нужном направлении.

Вопрос №3. Как рассказывать? 

Или точнее: как будет выглядеть выступление? Этот вопрос относится к тем самым невербальным проявлениям – тому, как звучит голос, как вы жестикулируете и двигаетесь. Если у вас мало опыта, то разобраться с вопросом излишней (или наоборот недостаточной) жестикуляции можно на репетициях, на которые пригласить своих коллег или однокурсников и попросить их обратить внимание на конкретный навык, рассказать вам, какие жесты в вашем выступлении уместны, а какие – избыточные.

Многие переживают из-за того, что начнут заикаться или будут с трудом говорить.  Довольно часто дрожь своего голоса слышит только спикер, но не его аудитория. Если на эту особенность вашего голоса обращают внимание слушатели и зрители, то голос нужно тренировать, выполняя голосовые упражнения.

Вопрос №4. Кому рассказывать? 

В зависимости от уровня знаний и мотивации аудиторию можно поделить на четыре типа:

  • Высокий уровень знаний и мотивации. Это может быть ваше непосредственное начальство, которое оценивает вашу работу, или приёмная комиссия — опытные, знающие люди, которые специально собрались, чтобы послушать ваш доклад. Идеальный формат для этого случая — диалог. Вы говорите о своей работе, ставите перед аудиторией определённые вопросы (не буквально, а риторически), они задают свои вопросы, а вы на них отвечаете.
  • Низкий уровень знаний, высокий уровень мотивации. Например, студенты, которые идут на лекцию или тренинг по интересующей их теме. Они могут пока что мало разбираться в теме выступления, но хотят узнать новое. Такие слушатели могут задавать много вопросов.
  • Высокий уровень знаний, низкий уровень мотивации. Так бывает в случае презентаций перед инвесторами, где вам нужно заинтересовать их своим проектов. Здесь работающий формат – мотивационное выступление, которое объясняет преимущества вашего решения и то, какую выгоду оно может им принести.
  • Нет ни мотивации, ни высокого уровня знаний. К примеру, публика, которая пришла посмотреть шоу просто для того, чтобы развлечь себя. Однако даже их можно вовлечь в выступление благодаря интерактиву.

Как успокоиться перед выступлением

Итак, вы подготовились: выстроили структуру, исследовали аудиторию и чётко понимаете задачу, которую хотите решить своим выступлением. И всё равно волнуетесь. Что же делать? Самый частый совет, который вы услышите: «Да успокойся ты уже!» Но он, как ни странно, работает. Вы должны понять, как вам себя ввести в спокойное состояние, а не репетировать доклад в тридцатый раз. В этом вам могут помочь определённые техники:

1. Перед выступлением

Бывает так, что осталось 10-15 минут до выступления, вы нервничаете, и это сильно проявляется физически: сердце колотится, дыхание сбивается, ладони становятся влажными, а мысли предательски путаются в голове. Так наш организм реагирует на волнение. Всё это нормально. Даже очень опытные спикеры волнуются, хотя часто рассказывают один и тот же материал и на 100% уверены в своём авторитете. Объясните себе, что волноваться — это нормально, и это уже поможет вам прийти в себя. Дальше используйте те методы, которые обычно помогают вам справиться с волнением, или попробуйте эти:

  •         Попробуйте дыхательные практики. Их можно найти в разных приложениях: например можно скачать «Антипанику» или Headspace.

  • Позаниматься физической активностью. Например, подтянуться или несколько раз отжаться. Только вам понадобится ещё несколько минут на восстановление дыхания.

  • Пейте воду (негазированную). Пить можно и перед выступлением, и во время него.

Очень важно подобрать техники, которые помогают именно вам. В этом можно убедиться, если использовать их на репетициях своего выступления.

2. Во время выступления

Есть такая хитрость: представить волнение как жгучее желание рассказать о своём проекте. К примеру, дипломная работа — это целое событие, результат большого труда. Притворитесь, что ваше волнение — это на самом деле возбуждение от того, что работа наконец-то сделана. Зритель не заметит подмены.

Иногда случаются непредвиденные проблемы: упал флипчарт, кто-то сбил вас с мысли вопросом или шуткой, вы вдруг увидели в помещении того, кого не готовы были увидеть. Не пытайтесь это моментально проанализировать, продолжайте говорить.

3. Когда вам задают вопросы

Обычно слушатели не приходят на выступление с конкретной целью «завалить» спикера. Чаще вопросы — это приглашение к диалогу, способ узнать, точно ли вы понимаете, о чём говорите в докладе. Вы можете столкнуться со следующими типами вопросов:

  • Вопрос по теме доклада, на который вы знаете ответ. Учтите, что перед вами, скорее всего, сидят эксперты, они могут много лет заниматься этой областью. Отвечайте с опорой на свои знания. Если вы уверены, что хорошо «раскопали» тему, можно даже подискутировать, но в пределах разумного.
  • Вопрос по теме доклада, на который вы не знаете ответа. В этом случае не стоит притворяться, что ответ вам известен. Вы можете честно признаться в том, что чего-то не знаете, но попробовать поразмышлять и привлечь ваши знания из смежных областей. Слушатели, скорее всего, оценят вашу честность и ход мысли.
  • Вопрос не по теме доклада. В этой ситуации корректно поинтересуйтесь, как этот вопрос применим к вашему проекту.

Уровни владения навыком публичных выступлений

Я выделяю четыре этапа овладения навыком публичных выступлений:

  1. Докладчик ориентируется исключительно на распечатанный текст, заучил его наизусть или читает с листа. Для многих людей просто решиться выступить — это уже прорыв.
  2. Говорящий хорошо проработал содержательную часть и начинает фокусироваться на мелочах, думает: «У меня какие-то закрытые жесты. Наверное, моя презентация выглядит скучно и сухо». Однако он может постепенно «закапывать» своё выступление, потому что замечает только негативные моменты и начинает волноваться.
  3. Выступающий сам замечает, если что-то не так, и сразу исправляет недочёты. Например, он осознает, что долго стоял неподвижно, и переходит к открытым жестам, начинает активнее общаться с аудиторией.
  4. Опытный оратор ориентируется уже не на себя, а на аудиторию. Когда видит, что люди заинтересовались, продолжает рассказывать содержательные вещи; если все отвлеклись на телефоны, устраивает интерактив, задаёт вопросы и включает слушателей в свое выступление. Например, можно попросить зрителей проголосовать за что-нибудь: поднять руку или быстро заполнить короткий опрос, перейдя по ссылке в чате онлайн-конференции. Для этих целей я часто пользуюсь бесплатным инструментом Mentimeter.

Чтобы продвигаться от уровня к уровню, можно руководствоваться таким порядком действий:

  1. Сначала напишите текст своего выступления и прочитайте его несколько раз вслух, сидя в удобном кресле. После этого запишите свой рассказ на диктофон и переслушайте его: обратите внимание, как дела со скоростью, укладываетесь ли вы в тайминг. Пока слушаете, отметьте в тексте те места, где лучше сделать паузу, выделить важную мысль интонацией или медленнее повторить сложную для понимания фразу.
  2. После того как вы прочитали текст пять-шесть раз, уберите записи с полным текстом и возьмите в руки только лист с основными тезисами выступления. Ориентируясь на них, снова запишите свою речь на диктофон. Отметьте, где вы замешкались, и повторите этот материал.
  3. На этом шаге пора включить камеру, запустить презентацию со слайдами и выступить так, словно перед вами сидит инвестор или приёмная комиссия. Пересмотрите видео: где вы сбились? Как часто подсматривали в тезисы? Поработайте над неудачными моментами.
  4. Ещё несколько прогонов, и листок с тезисами вам уже не понадобится. Хватит нескольких опорных фраз или даже слов, которые помогут держать в голове структуру. Их тоже можно записать на листок и взять его с собой на реальное выступление. Возможно, вы даже ни разу не посмотрите на эти записи, но они будут придавать вам уверенность.
  5. Отрепетировать выступление на своих знакомых – очень хорошая идея. Но важно, чтобы обратная связь от них была честной. Родители после любого вашего выступления устроят бурную овацию, а друзья отвлекутся на чаты и продолжат участливо кивать головой. Найдите людей, которые не будут лукавить, и попросите их о конкретных вещах: подсчитать слова-паразиты, посмотреть внимательно на то, как вы двигаетесь, задать уточняющие вопросы и так далее.

Никто не рождается с умением выступать на публику, оно приобретается только благодаря практике. Кому-то проще освоить этот навык, кому-то сложнее, но таких людей, которые не смогут успешно выступать, потому что им это «не дано», — нет. Если тренироваться, то у вас обязательно всё получится — даже если у вас нет ораторских способностей.

гайд