Как Лицей Академии Яндекса меняет жизнь учащихся

Четыре истории ребят о том, как они влюбились в программирование

https://avatars.mds.yandex.net/get-media-platform/1845434/1601e23c-087e-41d2-9285-6ce5e271fb00/1240x1240

В Лицее Академии Яндекса (ранее — Яндекс.Лицей) школьников 8–11-х классов учат промышленному программированию на Python: в первый год они изучают язык с нуля, а во второй — создают собственные проекты. Этих знаний достаточно для того, чтобы устроиться на стажировку или стать junior-разработчиком.

Мы расспросили четырёх выпускников 2021 года об их учёбе в Лицее Академии Яндекса, о выпускных проектах и о том, как Лицей изменил их интересы и планы. Новый набор уже начался — чтобы поучаствовать в нём, нужно заполнить анкету и успеть пройти тестирование до 10 сентября.

Андрей Макаров, ученик 11-го класса физического лицея (г. Кемерово)

Преподаватель физики рассказал нам с друзьями про Лицей Академии Яндекса, и мы поступили втроём — но окончили только вдвоём. Я изначально знал, что я хочу развиваться в программировании, а многие ребята ушли, потому что не понимали, чего хотели.

Я учусь в городском физическом лицее в городе Кемерово. Пока не определился, куда буду поступать через год, но это не так важно: в Лицее Академии Яндекса я приобрёл главный навык — самостоятельно искать информацию. Помимо этого, мы развивали творческое мышление и умение находить нестандартный подход к проблемам. 

Какой бы вуз или направление программирования я ни выбрал, я бы хотел создавать, смотреть, как мои строки кода превращаются во что-то новое и красивое. Я очень огорчаюсь, когда люди сравнивают программирование с чем-то формальным и строгим. Для меня программирование — это чистое творчество. И я, как человек творческий, хочу создавать то, что приходит мне в голову, такие вещи, которые будут вызывать удивление у людей. Это моя главная мечта. 

За время учёбы мы с другом попробовали реализовать разные проекты: мессенджер с шифрованием, позволяющий конфиденциально передавать информацию, пошаговую игру-стратегию и видеохостинг — проект, который занял второе место в конкурсе проектов лицеистов в номинации по веб-программированию. Сайт хостинга мы сделали в ретродизайне и залили на него видео со старых концертов. Мне наше оформление нравится больше, чем на YouTube. Думаю, что именно дизайн позволил проекту выиграть. А ещё мы принципиально не стали добавлять функцию дизлайков на нашей платформе, потому что это только плодит ненависть.

Так выглядит главная страница хостинга

Я бы посоветовал будущим лицеистам уделять побольше времени тренировке тех навыков, которыми хочется овладеть. Если у вас проблемы с тайм-менеджментом, то беритесь за интересные для себя проекты, чтобы доводить их до конца. Когда вы работаете с кем-то в команде, то помните, что в ней нет места конкуренции — иначе проект обречён на провал.

Сергей Потапов, ученик 11-го класса (г. Санкт-Петербург)

В школе у меня был товарищ, который предложил взломать камеры видеонаблюдения в классе и сделать так, чтобы через них транслировались аудиомемы (мы думали, что там есть встроенные динамики). Камеры мы так и не взломали, но зато в процессе я увлёкся C++. Искал видео по программированию, в том числе на канале Академии Яндекса, — а потом наткнулся на информацию о Лицее. Я очень долго откладывал прохождение теста, боялся, что не поступлю и опозорюсь. Не знаю, перед кем я собирался позориться, — потому что тест видят только проверяющие, которые не знают поступающих. К счастью, меня замотивировала моя девушка, я решился и поступил.

В процессе учёбы я просто влюбился в программирование. Все эти два года я писал код без остановки: кодил дома, кодил на телефоне, кодил на уроках информатики в школе. Я впервые узнал, что программирование может быть прикладным. Обрадовался, что его можно использовать в жизни, и начал писать боты и скрипты, чтобы решать повседневные задачи. Сейчас я продолжаю писать код, потому что мне хочется держать планку, которую нам задали в Лицее. Беру фриланс — занимаюсь парсингом и чат-ботами. Хочу заняться Django, это востребованный сейчас фреймворк.

Здесь у меня появились хорошие друзья, с которыми мы продолжаем общаться. Но самое удивительное — я подружился с преподавателем. У нас небольшая разница в возрасте: ему 21–22, а мне 17, но всё же. Он устроил для нас очный выпускной в антикафе, где мы с ним и другими ребятами играли на гитаре. А потом мы ходили в центр Петербурга играть песни Nirvana на улице. 

В качестве выпускного проекта в Лицее Академии Яндекса я разрабатывал мессенджер с динамическим обновлением. В нём можно создавать чаты и находить других пользователей. Единственный недочёт — сообщения появляются у отправителя только тогда, когда они уже дошли до сервера и до другого пользователя, а не когда он нажал кнопку «Отправить». Но это потому что фронтендом в нашем приложении занимались ,бэкендеры :)

Я уверен, что любой IT-проект — это своего рода искусство.

И в лицеистах развивают эту творческую жилку, открывают нам глаза на мир. А ещё всех выпускников объединяет желание учиться и создавать. Я очень благодарен проекту за эти два года — наверное, они были лучшими в моей жизни.

Тем, кто начинает свой путь в разработке, я бы посоветовал искренне отдаваться учёбе — это того стоит. Не теряйте хватку, продолжайте развиваться за пределами учёбы и становитесь профессионалами в выбранном деле. И не забывайте спать, потому что без этого быстро выгоришь.

Эмиль Аскаров, ученик 11-го класса лицея №155 (г. Уфа)

Долгое время у меня в мыслях не было заниматься программированием. Как-то вечером отец рассказал о том, что Лицей Академии Яндекса набирает школьников, я попробовал подготовиться к отбору — и у меня получилось. До лицея я не задумывался о профессии, жил в своих четырёх стенах и не знал, куда податься. А сейчас вижу себя именно разработчиком.

Для меня Лицей Академии Яндекса — это не только возможность начать заниматься перспективным делом, но и душевное сообщество. Когда смотришь на выпускников, понимаешь, что за ними будущее. Всех лицеистов отличает стремление к новому и грандиозному, и у всех горят глаза. Мы часто встречаемся — и даже летом каждый занят каким-то своим делом. 

Уже есть планы, какие проекты можно сделать с ребятами в будущем. Например, недавно пришла мысль сделать чат-бот, который будет помогать людям с психологическими трудностями. Но сейчас я в основном готовлюсь к олимпиадам и уже выиграл первое место в «IT-Раунде».

Для меня программирование — это сочетание математики и творческого подхода. Здорово, что оно даёт возможность сделать что-то полезное для общества. Свой выпускной проект, с которым я занял третье место в номинации «Десктопные приложения», я тоже считаю полезным. Я разработал приложение, которое помогает развивать навык печати вслепую. Это графическая клавиатура на экране, на которой пользователь видит, какую кнопку ему нужно нажать, правильную ли он нажал и какая у него скорость печати. Есть вкладка «Статистика» и рейтинг всех пользователей.

Так выглядит интерфейс приложения

Я окончил учёбу на первом месте в рейтинге и знаю, что мой папа мной гордится, хотя он никак не связан с программированием и то, что я делаю, кажется ему чем-то необычным. Поступать я собираюсь в Иннополис, ИТМО или Бауманку — но в приоритете у меня Иннополис.

Будущим лицеистам я бы посоветовал подтянуть английский: я знаю много людей, которые из-за плохого английского страдают и не могут найти в интернете ответы на свои вопросы. Никогда не останавливайтесь на достигнутом, потому что IT-сфера постоянно меняется. Пропустил один год — и придётся долго навёрстывать. Создавайте проекты, которые будут полезны людям, даже если они будут корявыми и многофункциональными. Бесполезные, но красивые и доработанные сервисы в конечном счёте не будут никому нужны.

Егор Кузяков, студент 1-го курса Иннополиса

Мне повезло, что занятия Лицея Академии Яндекса стали проводить прямо у меня в школе №15 в Белгороде. Я уже изучал Pascal и участвовал в олимпиадах, поэтому для меня это была отличная возможность. Самое главное, что все знания, которые мы получили, можно применить — теперь я могу самостоятельно создавать сайты и приложения.

Мне удалось поступить в Иннополис благодаря Лицею Академии Яндекса: я прошёл контест по программированию за счёт тех знаний и умений, которые получил за два года. В Иннополисе я встретил уже 10 наших выпускников — часто они более уверенные и активные, чем другие студенты.

Наш выпускной проект, шахматы на Pygame, выиграл в конкурсе. Мы очень усиленно над ним работали и заложили в него все правила игры: хотя я умел играть в шахматы, всё равно узнал для себя что-то совершенно новое. Идею нам подсказали сами преподаватели, которые дали задание написать консольную версию упрощённых шахмат в первый год учёбы.

В Лицее Академии Яндекса я убедился, что IT — это действительно моё. Я бы хотел разработать какой-нибудь грандиозный проект, который изменил бы жизнь пользователей и был бы полезен, как, например, беспилотные такси.

Тем, кто хочет сюда поступать, я бы посоветовал не бояться разрабатывать собственные сервисы — насколько бы безумная идея ни пришла вам в голову. Мы живём в мире технологий, который создали люди, в своё время казавшиеся безумцами. Если хочется реализовать идею, то нужно просто взяться за неё и приложить к ней как можно больше сил.

лицей