«Это очень важно — увлекать студентов»

Выпускник ШАДа Виктор Отлига о преподавании, беспилотниках и мемах на семинарах

«Это очень важно — увлекать студентов»

Анализ данных

Многие выпускники Школы анализа данных Яндекса (ШАД), начинают работать в IT-компаниях или уходят с головой в науку, но одному из шадовцев этого показалось мало. Продолжая обучать автомобили-беспилотники в Яндексе, Виктор Отлига совмещает преподавание в минском ШАДе и в БГУ. Виктор рассказал, как нашел свое призвание, завоевал уважение студентов и научился совмещать серьезную работу с не менее серьезным хобби.

Я просто понял, что преподавание — это мое

Моя мама — учительница информатики, прадедушка был директором школы. Я с детства понял, что такая работа, связанная с общением с людьми, мне очень интересна. Тем не менее после школы я не понес документы в педагогический, а поступил на факультет математики и информатики БГУ, а потом, после второго курса бакалавриата, в 2014 году поступил в Школу анализа данных Яндекса. В Школе я хотел узнать много нового, это была моя первоочередная задача, поэтому я набрал очень много курсов: суммарно за четыре семестра прошел порядка 20, при обязательном минимуме в 12.

Но желание преподавать никуда не делось. Во время учебы в университете я ездил в лагерь вожатым и читал лекции по информатике. Тогда я почувствовал, что это мое, и твердо решил стать преподавателем, как только появится такая возможность.

Когда в 2018 году я сказал, что хочу преподавать в БГУ, мне разрешили почти сразу. В ШАДе все было сложнее. После учебы я сначала помогал проверять домашние задания, а затем, через год, наш куратор Леша Толстиков предложил мне преподавать машинное обучение. Я помнил, что этот семинар в мое время не был таким уж увлекательным, а мне кажется, что это ужасно интересно! Наконец у меня появилась возможность преподавать предмет так, как я считаю нужным.

В ШАДе я преподаю машинное обучение, а в БГУ веду семинары по дискретной математике и математической логике. В итоге в неделю у меня выходит четыре пары в университете, пара в ШАДе плюс работа в Яндексе.  

Тренировка беспилотника

С 2017 года я занимаюсь беспилотниками, работаю в группе обработки дорожной ситуации. Мы занимаемся тем, чтобы машина понимала, где нужно пропустить пешехода, остановиться ли на красный свет, ехать ли на зеленый и как уступить дорогу по правилам дорожного движения. Не все эти вещи определяются машинным обучением, оно комбинируется с алгоритмами. Это связано, например, с тем, что есть правила дорожного движения, которые нужно выполнять в любом случае. Если бы машина только обучалась, она бы учила не правила, а только ситуации.

При использовании нейросетей может оказаться, что мы не знаем, почему машина решила совершить то или иное действие. А в дорожном движении нужны предсказуемость и интерпретируемость, чтобы можно было гарантировать максимальную безопасность и стабильность работы алгоритмов управления автомобилем.

Во время зарядки можно смотреть лекции

На самом деле, я даже толком не знаю, как всё успеваю. Наверное, есть какая-то самодисциплина и понимание слова «надо». Я знаю, что мне надо это сделать, поэтому не лежу на диване, не прокрастинирую. Университет и ШАД — это мое хобби, и свободное время я трачу на них, а не на сериалы. 

Я почти не смотрю YouTube (может, один-два ролика в неделю), не играю в видеоигры. Даже во время зарядки смотрю лекции, чтобы не терять времени. Мне кажется, это самое главное и в работе, и в учебе. Если есть самодисциплина и контроль над собой, то всё получается.

Показать, зачем всё это нужно

Я выстраиваю занятия так, чтобы студенты учились эффективно. 

Если студенту давать задание на большой срок, то он возьмется за него в последний момент. Поэтому я стал разбивать домашнее задание на несколько частей и выдавать их постепенно. Получается намного эффективней. И студентам проще.  

Кроме того, я не ставлю оценки за выход к доске. Когда ты решаешь задачу у доски, то лучше понимаешь ее, это еще один инструмент, чтобы объяснить материал. Но оказалось, что многим тяжело выходить, они нервничают, и перед группой они не так быстро соображают. Поэтому я вызываю студентов только по желанию.

Очень важно показать, зачем всё это нужно. Особенно когда преподаешь фундаментальную дисциплину, например, математику. Мне этого очень не хватало в университете. Поэтому, когда есть возможность, я рассказываю, с чем сам сталкиваюсь на работе, как можно применить знания на практике.

Уважать студента, чтобы он уважал тебя

Я всегда готов прийти на помощь студентам, стараюсь поговорить, расспросить про студенческую жизнь, рассказать о своей, анекдот вспомнить — показать, что я не злой преподаватель, который бьет по рукам указкой. Это очень важно — увлекать студентов.

Учиться должно быть весело и интересно. Поэтому, например, я вставляю мемы в презентации к семинарам. Студентам это нравится. Они даже спрашивают иногда: «Будут мемы на следующем семинаре?» — наверное, хотят понять, стоит ли приходить. 

Я хочу и дальше продолжить преподавать, защитить диссертацию, стать кандидатом наук. Без этого я не представляю свою жизнь. Хочу помогать образованию Беларуси в целом, нести добро миру. Для меня это социальный долг, который мне приятно отдавать.

Больше по теме

Анализ данных, Разработка, Дизайн

10 самых популярных видеокурсов от Computer Science Center

Посмотрите лекции по дискретной математике, программированию, анализу данных и на многие другие темы

Анализ данных, Дизайн, Разработка, Яндекс в вузах

Какие онлайн-курсы можно пройти за две недели

Если вы решили оставаться дома и заняться самообразованием

Анализ данных

Открыт набор в Computer Science Center

Вечерние курсы по математике и программированию от ШАДа и компании JetBrains в Санкт-Петербурге и в Новосибирске.

Анализ данных, Яндекс в вузах

Как устроена совместная программа ШАДа и РЭШ

Подружить экономику и data science

Анализ данных, Яндекс в вузах

Сотрудник лаборатории Яндекса и МФТИ рассказывает о своих исследованиях

«Чтобы чувствовать себя хорошо, я постоянно должен что-то изучать»

Анализ данных, Менеджмент

Как переводчики в Яндексе помогают улучшать машинный перевод?

Руководитель группы лингвистической экспертизы Эми Кришневски о том, как связаны машинный перевод и работа её команды

Менеджмент, Анализ данных

Санитары леса: как устроен антифрод в Яндекс.Дзене

Борьба с накрутчиками, любителями эротической живописи и комментаторами-ненавистниками