Чем школы Яндекса отличаются от стажировок

И как понять, куда лучше пойти, если вы разработчик

Чем школы Яндекса отличаются от стажировок

Разработка

Яндекс предлагает начинающим разработчикам два основных пути для того, чтобы системно развивать свои навыки: стажировки или учёбу в одной из летних школ. В этом году для программистов будут проводиться три школы: Школа разработки интерфейсов, Школа бэкенд-разработки и Школа мобильной разработки. Кроме того, пройдут школы для дизайнеров и менеджеров. Подать заявку на участие в одной из школ (или даже в нескольких сразу) можно до 29 марта. 

Что выбрать между стажировкой и школой, зависит от ваших целей, навыков и времени, которое вы готовы уделить подготовке и собеседованию. Студентами школ, как и стажёрами, могут стать разработчики любого уровня: от начинающих и до более опытных. Главное — выполнить вступительное задание и успешно пройти собеседование. Многие стажёры и выпускники школ остаются работать в Яндексе. Мы поговорили с руководителем Школы разработки интерфейсом Сергеем Бережным о том, как решить, куда проходить отбор, и разобрали разницу между стажировками и школами на примере ШРИ. 

Кандидаты и навыки

Мы набираем студентов и стажёров с разным уровнем навыков. В ШРИ могут учиться как начинающие разработчики, прочитавшие полное руководство по JavaScript Дэвида Флэнагана, так и более опытные — которые уже попробовали промышленную разработку на JS и умеют пользоваться фреймворками (такими, как React). Если специалист работает в компании и уже хорошо умеет программировать, то он по-своему воспримет информацию: переложит её на рабочие задачи, найдёт пробелы в своих знаниях и небольшие «фишки», которые можно будет использовать на практике. А начинающий разработчик сможет применить полученные знания для того, чтобы пройти отбор на стажировку.

Были примеры, когда в ШРИ приходили учиться бэкенд-разработчики — для того, чтобы продвинуться в фуллстеке или лучше понимать фронтенд-разработчиков. Бывает и так, что опытные дизайнеры приходят прокачаться во фронтенде. В школу идут учиться и специалисты из смежных областей. При желании можно пройти даже несколько школ. Например, был один студент, который закончил ШРИ, устроился в Яндекс фронтенд-разработчиком, через какое-то время ушёл из компании, потом прошёл ШМЯ и снова устроился к нам — на этот раз техническим менеджером.

Можно пройти стажировку, понять, что вам не хватает фундаментальных знаний и пойти доучиться в школу. 

Вступительное задание

Для того, чтобы попасть на стажировку, нужно выполнить тестовое задание, пройти пару секций с кодом и финальное собеседование с командами. Тестовое задание предполагает решение нескольких задач в системе Яндекс.Контест. Все решения проверяются автоматически, и вы сразу можете узнать результат и поправить ошибку в коде.

При поступлении в школу вас ждёт одно сложное задание, которое состоит из нескольких объёмных задач. Мы даём поступающим задачи на вёрстку и на знание основных библиотек JS (Vanilla JS). Ещё нужно будет разобраться в новой предметной области. Если вы уже ориентируетесь во фронтенде, то на выполнение задания уйдёт примерно неделя. Но решать задачи можно в течение полутора месяцев — за это время можно успеть почитать книги или даже с нуля освоить фронтенд-разработку. На стажировке так не получится.

Задачи

На стажировке вам могут попасться самые разные задачи: от исправления багов до написания части функциональности в уже существующем проекте. Это всегда работа с реальным кодом, который пойдёт в продакшн. Уровень задач зависит от навыков стажёра: кто-то выполняет много мелких несложных задач, кто-то выполняет задачи среднего уровня. Есть категория ребят, которым мы можем доверить большую рискованную задачу, которую мы пока не успели сделать.

Задачи, которые мы предлагаем в школе, более «искусственные», не всегда взяты из реальных проектов, хотя и близки к ним. Кроме того, когда мы принимаем человека на стажировку, то мы берём его на конкретный проект. Когда вы поступаете в школу, то вы можете выбрать, каким проектом хотите заниматься, уже в процессе обучения.

Менторы

Ментор, который сопровождает стажёра, ожидает, что он может самостоятельно разобраться в новом вопросе. В этом случае ментор может подсказать примерное направление в решении задачи, дальше — дело за стажёром. Ментор заинтересован в том, чтобы человек смог получить полезный для компании результат. 

На втором этапе ШРИ ментор обычно больше заинтересован в том, чтобы студенты получили хороший опыт, и не так важно, чтобы они получили выдающийся результат. В школе менторы нацелены на то, чтобы студенты попробовали как можно больше интересных вещей, не боялись ошибаться и учились делать выводы. При этом мы измеряем и качество результата, и полученный опыт. 

Как мы это делаем? Результат мы измеряем в ходе выступлений каждой команды по итогам выпуска нового проекта. На эти выступления приходят опытные разработчики Яндекса и смотрят, что получилось у студентов школы. А опыт оцениваем так: после окончания школы просим каждого студента подготовить отчёт по результатам выпускного проекта. В отчёте студент пишет о том, что полезного он узнал во время учёбы. Пример такого отчёта от студента ШРИ можно посмотреть здесь.

После выпуска

Стажировка подразумевает, что после её окончания стажёр хотел бы остаться работать в компании. Хотя у нас бывают и кандидаты, которые уходят доучиться, а потом снова возвращаются в Яндекс. Путь стажёра может быть разным, в том числе после стажировки человек может захотеть прийти в нашу школу поучиться. 

Обучение в школе в первую очередь предполагает мощную прокачку навыков, и трудоустройство в Яндекс не является финальной целью. Пришёл, поучился — может, быть, прошёл дальше. Конечно, всем сильным выпускникам мы предлагаем пройти собеседование в Яндекс. Обычно от 50 до 80% выпускников школ остаются работать у нас, но есть и специалисты, которые возвращаются в свои компании, отучившись в нашей школе.

Как принять решение

В каком случае разработчику стоит идти в школу, а в каком — на стажировку? Стажировка сфокусирована на решении конкретных боевых задач и подходит тем, кто предпочитает самостоятельность и автономность. Школа даёт возможность прокачаться с технологической точки зрения, подтянуть фундаментальные знания и немного погрузиться в атмосферу университета — с лекциями, домашними заданиями и созданием своих проектов с нуля. 

Если вы студент, но хотите работать в Яндексе, то вы можете пойти на стажировку.  Если вы уже где-то работали или стажировались, а теперь хотите разложить свои знания по полочкам или подтянуть навыки, чтобы расти дальше, то вам больше подойдёт школа. Если вы хотите интенсивно поработать над собой, то лучше сначала пойти учиться в школу, а после — на стажировку. Так вы сможете получить лучшее от обоих форматов.

Больше по теме

Разработка

Руководитель разработки виртуальной сети Yandex.Cloud о работе архитекторов

«В проектировании не бывает быстрых прорывов: это работа на долгосрочный результат»

Разработка

Что такое React и как его освоить?

Рассказываем про популярную JS-библиотеку и даём план её изучения

Анализ данных, Разработка

Чем занимаются лауреаты стипендии имени Ильи Сегаловича

Углублённое изучение математики, научные исследования и работа в собственном стартапе

Разработка

Передай другому: как и зачем начинать преподавать, если вы разработчик

Рекомендации трёх сотрудников Яндекса, которые совмещают основную работу с преподаванием

Разработка

Автоматизируй это! Упрощаем жизнь разработчика

Как автоматизировать тестирование, cбор и обработку данных, деплой — и другие рутинные задачи

Разработка

Как давать и получать обратную связь

Фидбек как инструмент роста разработчика

Разработка

Из художницы в бэкендеры

Опыт и советы бэкенд-разработчика Яндекс.Маркета