Чем на самом деле занимается менеджер продукта?

Руководитель службы функциональности Поиска Яндекса Андрей Плахов рассказывает, чем на самом деле должен заниматься хороший менеджер продукта
 

Чем на самом деле занимается менеджер продукта?

Менеджмент

Роль менеджера постоянно эволюционирует. Компании и сервисы растут, меняются процессы — это все влечет за собой постоянное переосмысление этой роли. В таких условиях есть постоянный риск того, что она превратится в неясную сущность. Спасти от этого может только постоянная рефлексия на тему того, что и как должен делать менеджер. Руководитель службы функциональности Поиска Яндекса Андрей Плахов рассказывает, чем на самом деле должен заниматься хороший менеджер продукта.

Одна из проблем заключается в том, что слово «продукт» и словосочетания на его основе часто употребляются в качестве элемента, что само по себе плохо: фраза «согласно продуктовому видению» не должна быть синонимом «я так решил, потому что могу».

«В ходе продуктовой работы» не должно означать «мы с коллегой посидели и немного подумали» 

Хочется проговорить, что все эти слова означают на самом деле, какие стандарты и практики нужны, чтобы делать потрясающие продукты, и чем же регулярно и рутинно занимается хороший менеджер продукта.

Непрерывно пользуется своим продуктом и продуктами конкурентов

Продакт Авито не просто пользуется своим сайтом, Юлой и Алиэкспрессом, он регулярно и взаправду покупает всякие неведомые штуки типа винтажных конструкторов Lego, старинных шкатулок и кружевных платков.

Продакта Spotify можно увидеть без наушников только в том случае, если он общается с живыми людьми прямо здесь и сейчас. Человек, который делает Поиск Яндекса, обязан искать всё на свете: в Яндексе, Google, Bing и даже в Baidu, на телефонах, планшетах и ноутбуках, дома, на работе, в метро и в аэропорту.

Менеджер продукта должен быть фанатом своего продукта и тех сценариев, в которых он используется

Есть знаменитая бизнес-история о том, как европейские фирмы раз за разом обламывались и терпели убытки, пытаясь выпустить простой, казалось бы, предмет бытовой техники — рисоварку. Рисоварки разрабатывали, производили, рекламировали и дистрибутировали, всё как с чайниками и стиральными машинами, но дальше что-то шло не так, их никто не покупал. Увы, оказалось, что правильную рисоварку может спроектировать только человек, питающийся рисом ежедневно, готовящий его каждый день для себя, для семьи и по особым случаям для компании друзей, который не просто может приготовить рис семью разными способами, а ещё и считает это осмысленным и уместным. В Европе таких людей не нашлось.

Если же кто-то из разработчиков должен открывать продакту глаза на то, что у конкурентов такая-то фича сделана не так, как у нас, и у продакта нет готового ответа на то, почему у нас лучше, то это, на мой взгляд, крупный провал.

Регулярно тестирует свой и чужие продукты на других людях

Я специально не называю это «UX-тестированием», потому что этот термин во многих крупных компаниях, в том числе в Яндексе, обозначает вполне конкретный трудоёмкий метод исследований, далеко не единственно возможный и даже не всегда самый правильный. Если на полновесное тестирование вы попадаете только раз в несколько недель, то ловите в коридоре коллег, терзайте свою бабушку или мужа. Постоянно проверяйте продукт на пользователях.

Если иконка мобильного приложения проекта в день запуска вызывает в интернете фурор, потому что похожа на какую-нибудь часть тела, а для команды это сюрприз, так не было задумано, то это провал продакта, а не чей-то ещё.

Постоянно рассказывает участникам команды и заказчикам о том, что же делают все участники процесса

Если кто-то в команде не знает, зачем нужна та или иная фича и как её будут использовать люди, или знает, но не верит, это проблема продакта. Поэтому продакту сложно быть интровертом. Такому менеджеру придется писать многобукав во все каналы: в почту лично и в рассылки, в тикеты, во внутренние соцсети, в мессенджеры и в вики. Экстраверту тоже придется много писать, но интроверту ещё больше.

Продакт, не умеющий грамотно и внятно писать по-русски, пока что некомпетентен, но, к счастью, внятно писать по-русски легко, язык наш велик и могуч, и постоянная практика быстро компенсирует любое изначальное отставание.

Сильнее всех в команде болеет за качество во всех деталях и аспектах

В том числе если продукт тормозит, в нем полно багов или его кто-то заспамил. Часто прямых рычагов воздействия на разработчиков и смежников у продакта нет, так что это потребует навыков общения и личной эмоциональной вовлеченности вплоть до театральности.

Продакт совершенно искренне употребляет слова вроде «офигенно» и «позор». Он может сказать: «Так нельзя, нас всех уволят», – так, чтобы ему поверили
 

Хватается за сердце, если слышит от разработчика или дизайнера высказывания в духе «и так сойдёт». Он не боится даже (даже!) наябедничать начальству или потребовать отменить релиз (непредставимо!), если остальное не срабатывает. Не бойтесь показаться слишком болеющим за свою работу: «слишком» не бывает.

Абсолютный провал, если продакт, скажем, сдаёт дизайн в работу дизайнеру, через спринт забирает результат, а на вопросы отвечает, что «дизайнеры так решили». Или мирится с тем, что главная страница сервиса по Wi-Fi грузится несколько секунд, не пиная постоянно разработчиков. Или знает, что у конкурентов продукт лучше, и спокойно к этому относится. Или в ответ на вопрос «А почему у меня такие результаты?» отвечает: «Так решило машинное обучение».

Генерирует и сортирует возможности команды по соотношению «цена/качество»

Если конкуренты запускают что-то, после чего у продакта возникает вопрос «а что, так можно было?», то это не «его никто не предупредил», это его личный провал. Если кому-то в команде нечем заняться хоть в какой-то момент времени, это тоже провал менеджера. И если он не знает, сколько будет стоит сделать Икс хотя бы с точностью до порядка, но хочет сделать именно Икс, это тоже провал.

Хотите узнать больше о работе менеджеров — приходите на наш YouTube-канал «Управление проектами».

Больше по теме

Менеджмент

Продакт и проджект — в чём разница?

Мнения руководителей сервисов Яндекса о роли продакт и проджект менеджера

Менеджмент

«Высчитывать коэффициент продуктивности — безумие, но мне это помогает»

Продакт-менеджер Яндекса о продуктивности и необычных способах планирования

Менеджмент

Из стажёра в специалисты. Как устроена программа Трамплин

Новый формат стажировки в коммерческом департаменте Яндекса

Менеджмент

Как вывести общение с коллегами из каменного века?

«Дать кому-то поработать четыре часа без помех — это лучший подарок, который можно сделать на работе»

Менеджмент

Как подготовиться к собеседованию на менеджера продукта

 8 вещей, которые надо держать в голове перед интервью

Менеджмент

Как я три года поступал в Школу менеджеров Яндекса

Феликс Быченков рассказывает свою историю успеха

Менеджмент

Четыре пути к тому, чтобы стать идеальным менеджером 

Ученик, первопроходец, новый босс и преемник. Дорожная карта начинающего руководителя