Журнал / герои

Жизнь после Яндекс.Лицея: как прошли мастер-классы выпускников прошлых лет

Асинхронное программирование, пословицы от Алисы и ламповая атмосфера.

Несмотря на пандемию, четвертый набор Яндекс.Лицея успешно выпустился в 2020 году. В течение двух лет школьники 8-10-х классов учились писать код на Python и осваивали промышленное программирование. На выпускном, который состоялся в виде Zoom-конференции, помимо прочего, прошли мастер-классы лицеистов прошлых лет. Мы расспросили этих ребят о том, чем они занимаются после окончания Яндекс.Лицея, какие советы дали выпускникам этого года и каково было делиться своими знаниями онлайн.

Милена Сербинова, выпускница 2019 года

Год назад выпускной и поездка в Москву произвели на меня неизгладимое впечатление, поэтому я не раздумывая согласилась провести мастер-класс на тему «Шаблоны проектирования в Python». Это та часть программирования, которая не так широко изучается в лицейской программе, поэтому она была максимально полезна каждому. Во время занятия слушатели даже нашли ошибку в моем коде; это мой недосмотр, с которым я потом разобралась, но мне было приятно, что ребята следят и разбираются по ходу лекции. Онлайн-выпускной — это опыт совершенно отличный от того, который мы получали год или два назад. Очень хотелось бы, чтобы выпускники этого года имели возможность пройтись по офису Яндекса, увидеть всё воочию и попробовать покодить в стенах главного офиса, но здоровье превыше всего.

Я думаю, что любой выпускник Яндекс.Лицея с исключительно положительными эмоциями расскажет про эти два года своей жизни. Например, своего лучшего друга я встретила именно там год назад. Сейчас я собираюсь учиться в Германии: вначале закончить немецкую школьную программу, а после этого подать документы в технический университет Мюнхена на специальность «Информатика и компьютерная инженерия», буду учиться разработке игр. Я с детства не могла определиться, кто я — гуманитарий или технарь, была рада узнать, что эти направления можно совместить.

Яндекс.Лицей очень изменил мою жизнь. Во-первых, я до конца определилась, что хочу заниматься именно программированием. Во-вторых, научилась делать больше, чем раньше, и трудиться даже тогда, когда силы на исходе. 

Лицей показал, что есть огромное количество ребят, которые точно так же, как и я, готовы развивать IT, они заряжены на поиск новых решений 

 Одна черта, которая отличает всех выпускников Яндекс.Лицея, — это желание менять мир к лучшему. Они очень открытые и работоспособные. Мы все нацелены на то, чтобы сделать технологии максимально удобными для работы, доступными, добиться того, чтобы они присутствовали в каждой сфере нашей жизни. Выпускникам этого года и будущим лицеистам я могу посоветовать не останавливаться. IT-сфера очень быстро меняется, недостаточно просто один раз выучить материал и уйти в открытое плавание, нужно постоянно продолжать узнавать новое и развиваться.

Александр Харламов, выпускник 2019 года

После моего выпускного я написал преподавателю Артёму Рудаковскому с просьбой взять меня куратором следующего набора. Так и случилось. На мастер-классе я решил поделиться своим опытом разработки навыков Алисы, в частности, рассказал про фреймворк BaseSkill. Репетиция мастер-класса прошла ужасно, я даже в какой-то момент уже не хотел его проводить. Но преподаватели указали на недочеты, и я улучшил свой код. Правда, на самом мастер-классе всё же случилось несколько забавных моментов: то Алиса включалась постоянно, то несколько раз выводила одну и ту же пословицу, когда я демонстрировал свой навык со случайными пословицами.

Мне немного не хватает Яндекс.Лицея, потому что там царила такая ламповая атмосфера. Но нам дали знания и выпустили в свободное плавание: многие занялись 3D-разработкой, разработкой на Python, а кто-то перестал заниматься программированием. Один мой товарищ разрабатывает свой язык программирования, надеюсь, у него всё получится. В Лицей я шел со знанием Java, думал, что я такой крутой программист, но некоторые задачи поначалу поставили меня на место. За два года занятий у меня появилось ощущение, что я могу достичь большего.

Всех выпускников Яндекс.Лицея всех лет объединяет то, что они открывают для себя новые штуки и постоянно развиваются в программировании. Я почему-то думал, что они войдут в студенческую жизнь и перестанут этим интересоваться, будут погружены только в учебу, но оказалось, что это не так. С каждым годом выпускники всё умнее и всё лучше понимают программирование в целом, делают какие-то более масштабные проекты. Я сам проверял проекты, которые делали выпускники этого года: очень удивился, когда увидел полноценные сервисы и игры, где было 10 тысяч строк кода.

Единственное, что я могу посоветовать будущим лицеистам, — не бояться ничего нового и пробовать всё, хвататься за все возможности, за все хакатоны, везде участвовать, потому что каждое мероприятие дает незабываемый опыт и знания. Даже если ты проиграешь, через какое-то время поймешь, что это было необходимо. На ошибках можно научиться даже большему, чем на выигрышах.

Николай Прохоров, выпускник 2018 года

Невероятно здорово было даже спустя два года после окончания Яндекс.Лицея вновь почувствовать себя вовлеченным в эту классную программу и рассказать выпускникам о себе и своем опыте. Долго возиться с выбором темы мне не пришлось, я был ментором на выпускном и в прошлом году, часто вижу, как в чатике всплывают одни и те же вопросы, люди натыкаются на одни и те же ошибки. Все задаются вопросом, что изучать после Яндекс.Лицея, где захостить свой сайт, где можно взять хороший производительный сервер, какие языки программирования, помимо Python, можно изучить, какой фреймворк использовать для больших проектов. Все это я обсудил с ребятами на мастер-классе под названием «Amazon, хостинги, Django и так далее».

После выступления я уточнял какие-то вещи уже в соцсетях и мессенджерах. Спрашивали про учебу в ИТМО, просили посмотреть их проекты, оценить, что можно сделать, добавить и изменить, как их можно переписать. Я учусь на факультете инфокоммуникационных технологий на программе «Прикладная информатика». У нас внутри вуза много возможностей проявить себя, например, весной я работал над проектом киберфизры. Мы сделали сайт, позволяющий студентам автоматически засчитывать киберспортивные достижения для зачета по физкультуре во время пандемии. Кстати, в университет я поступил с другим выпускником Лицея, мы живем вместе в общежитии.

После нашей учебы в Яндекс.Лицее мы с ребятами из Калуги и одним нашим другом из Саратова организовали команду Big Yandex Lyceum Brothers. Было приятно, когда на хакатонах наша команда занимала верхние строчки рейтинга и люди начинали перешептываться, обсуждать, что такое этот Яндекс.Лицей. После этого мы начали встречать лицеистов из других наборов и городов. Программировать в команде с другими выпускниками легко и комфортно, потому что мы обучались по одной и той же программе и, как правило, у нас достаточно схожие взгляды на разные задачи.

Яндекс.Лицей значительно на меня повлиял: до этого я скорее интересовался физикой и астрономией, а там я открыл для себя мир IT-технологий, в котором я захотел видеть себя в будущем. Я выпускник самого первого набора, ребята нашего года уже закончили первый курс университета.

На всех выпускных я вижу одни и те же горящие глаза, большое желание что-то делать, прогать, развивать свои проекты и себя в дальнейшем

Будущим лицеистам советую брать всё и по максимуму. Самое главное — не забывать, что Яндекс.Лицей и его успешное окончание — это не сама цель, а лишь средство. Даже если вам кажется, что пошло что-то неинтересное, а такое иногда бывает, то это нужно преодолеть. Потом вы будете оборачиваться и благодарить себя за то, что не бросили Яндекс.Лицей в этот момент.

Леонид Безвершенко, выпускник 2018 года

Мне захотелось провести мастер-класс, потому что это опыт, который полезен не только для слушателей, но и для меня: когда объясняешь кому-то материал, то начинаешь его сам лучше понимать. Я такие возможности никогда не упускаю. Мастер-класс был посвящен основам асинхронного программирования. Я на примере показал, что такой подход позволяет решить некоторые задачи намного быстрее, чем классическое синхронное программирование. Было непривычно рассказывать материал онлайн, когда ты не видишь свою аудиторию. Но даже в Zoom выпускной получился в лучших традициях: крутая атмосфера, все ребята общались, шутили в чате.

Сейчас я перешел на второй курс факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. До Яндекс.Лицея я понимал, что хочу заниматься программированием и компьютерами или чем-то, связанным с IT, но не понимал, с чего начать. Я думаю, если бы я туда не пошел, наверное, я бы не учился сейчас в МГУ. Я до сих общаюсь с одногруппником по Лицею, он остался в Саратове, учится в Саратовском государственном университете, у нас хорошие дружеские отношения, мы помогаем друг другу, если у нас есть вопросы по информатике. Это человек, которому я могу написать, если у меня что-то не получается, у него, может быть, получится, и наоборот.

Сложность выпускных проектов растет с каждым годом. Если бы в этом конкурсе участвовал мой проект, наверное, у него было бы мало шансов 

Кроме интереса к программированию, всех учеников, мне кажется, объединяют шутки про обучение в Яндекс.Лицее, в прошлом году даже проводили конкурс мемов.

Мой совет будущим лицеистам — решать дополнительные задачи из уроков, потому что они дают очень многое; научиться распределять свое время. А выпускникам я советую не останавливаться. Когда мы первыми выпускались, у многих были вопросы: «А что дальше? Какие курсы пройти или на какой следующий уровень выйти?» Нам организаторы сказали, что мы уже большие, они нас бесконечно не могут за ручку водить, пора уже двигаться самим. Это важные слова, которые на меня повлияли и мотивировали меня. Главное — не останавливаться, искать дальше пути развития, участвовать в олимпиадах и хакатонах, изучать что-то новое, потому что будет грустно растратить то, что тебе дал Лицей.