Законы удалёнки

Если вы работаете удалённо и чувствуете, что что-то не так с эффективностью и самочувствием, — это бывает. Даём три проверенных на практике совета, как настроить ворк-лайф-баланс

Правило № 1. Разграничивайте рабочее и личное

Когда мы работаем в офисе, рабочее пространство ограничено географически. В офисе — встречи, дела, код. Дома — ужин, сериал, кот. Обычно коллеги понимают, что после работы нужно отдыхать и заниматься своими делами, и не беспокоят.

Во время удалённой работы граница рабочего и личного размывается. Офис оказывается в соседней комнате, а работа начинается рано утром и заканчивается поздно вечером. В результате с непривычки можно круглые сутки сидеть за ноутбуком, даже если задачки и коллеги этого не просят.

Чтобы избежать такого, полезно соблюдать рабочие ритуалы даже во время работы из дома. Например:

— Ориентироваться по офисным часам. Скажем, начинать в десять утра и заканчивать в шесть вечера — ну или как принято в команде.

— Переодеваться для работы в одну одежду, а до и после ходить в другой. Звучит наивно, но помогает!

— Совет со звёздочкой: разделять рабочее и личное по разным компьютерам. К примеру, сотруднику Яндекса выдадут новенький корпоративный Макбук — работу стоит делать на нём, а смотреть сериалы и вести пет-проекты лучше на другом, личном ноутбуке.

Я годами работал удалённо как в тумане: едва открыв глаза утром, хватался за ноутбук. А вечером частенько засыпал с ноутбуком на коленях. Мне казалось, что нужно прямо всегда быть на связи, но руководитель однажды сказал: «Сереж, клёво, конечно, что ты можешь в одиннадцать вечера текст прислать, но... Может звучать грубо, но нам правда он не нужен вечером, мы не хотим его читать раньше следующего дня». Это отрезвило: никому такое самопожертвование особо и не нужно.

Мне очень помог совет про рабочий ноутбук. А ещё я при переезде завёл себе кабинет, в котором могу закрыть дверь и работать спокойно. Кухня с печеньками, кошка, книжки, разные дела — всё остаётся за дверью. С одной стороны, это помогает работать не отвлекаясь, а с другой — позволяет в шесть вечера просто выйти с работы в гостиную и оставить дела в кабинете до следующего дня, словно в офисе.

Сергей Король, редактор Журнала Академии Яндекса

Правило № 2. Блокируйте время для важных дел

Во время рабочего дня всем нам хочется прогуляться с собакой в парке у дома, сходить к стоматологу, сбегать в зал, встретиться с друзьями за ланчем. Это ок, ведь люди в офисе занимаются тем же самым. Но важно предупреждать коллег о том, что вас нет на месте, — а для этого полезно блокировать часы в календаре.

Укажите заранее, какие личные дела у вас есть. Выделите на изучение английского и другие занятия слоты, напишите: «Занят личным делом». Потратить 3–4 часа в неделю — совершенно нормально. Вас никто не осудит, не будет ни о чём спрашивать.

Единственный челлендж, в котором мне нужно совмещать работу и домашние дела, — забирать ребёнка из садика и отводить в бассейн. Я всегда пытаюсь делать это предсказуемым для себя и коллег. В дни занятий я ставлю блок в календаре с запасом времени, чтобы добраться до садика, а потом до бассейна. Например, если занятие начинается в 17:30, то блок ставлю на 16:40. Так коллеги видят, что в это время я занята. И если у них что-то срочное, то лучше позвонить — или спокойно дождаться, когда я отвечу.

Но иногда перенести дела невозможно. Например, недавно я проводила совещание с коллегами, пока мой ребёнок плавал в бассейне.

Света Бочавер, руководитель продукта в Академии Яндекса

Совет. Лучше сразу заблочить часы на концерт любимой группы и написать в рабочем чатике: «Ребята, я послезавтра иду на „Зверей“, давно мечтала! Буду недоступна с 16:00». Не стоит уходить просто так — в надежде, что не свалится срочное дело, — а после весь концерт мучительно ждать нотификейшена «А ты где?».

Правило № 3. Боритесь с «бульдозеризмом»

Так называют смещение важных дел на конец недели — от него часто страдают работники на удалёнке. Если не успеть сделать одно дело во вторник, два в четверг и ещё одно в пятницу, хочется «сгрести» их на субботу или воскресенье.

Будьдозеризм особенно часто возникает в командах с высокой ответственностью сотрудников и невысоким уровнем контроля руководителей: одни хотят не подвести коллег, а другие не могут запретить сотрудникам работать по выходным.

Выходные — это священное время и для офисного, и для удалённого сотрудника. Не нужно доделывать дела в субботу или воскресенье, смело смещайте их на понедельник. Можно так и сказать руководителю:

«Слушай, на этой неделе было больше задач, чем я смогла сделать. Давай передвинем эти на вторник. А дальше я буду говорить о перегрузке во время недельного планирования».

Удалённые сотрудники и так часто перерабатывают из-за смешения рабочего и личного. Лучше не усиливать этот эффект дополнительной переработкой.

Мы работаем на конечный результат, поэтому руководитель ставит сроки, в которые ты должен выполнить работу. При этом всегда важно показывать промежуточные результаты. Как и когда я буду с этим справляться — моё личное дело.

Марта Пфейфер, дизайнер

Совет. Переработка — это всегда плохо. Несколько выполненных вечером задач никого не спасут и не добавят вам особых очков в глазах руководителей. Скорее наоборот, лид подумает, что вы плохо умеете планировать отдых. А ещё могут напрячься коллеги: если один сотрудник перерабатывает, то, получается, и остальным надо?

Ещё немного советов:

— Обязательно включайте камеру на созвонах и просите включить коллег. Это помогает сохранять эмоциональные связи с людьми, которых не видишь каждый день в офисе.

— Полезно время от времени приезжать на встречи с коллегами — даже из другого города.

Недавно мы с коллегой встретились в Новосибирске: решили, что определиться с проектами на первую половину 2023 года лучше лично. Встреча в офисе длилась 3–4 часа — мы ходили по кабинету с маркерами в руках, генерировали идеи и совсем не почувствовали усталости. Если бы это пришлось делать дистанционно, мы бы созванивались минимум 2–3 раза и при этом вымотались.

Света Бочавер, руководитель продукта в Академии Яндекса

— Не пишите в рабочие чаты после семи вечера, старайтесь не обсуждать дела в выходные — за исключением инцидентов.