Зачем нужны мемы и как отправлять их коллегам, чтобы никого не обидеть

«Кто контролирует мемы, тот правит миром», — сказал Илон Маск и купил «Твиттер», главную соцсеть в производстве и распространении интернет-шуток (шутка).

Сегодня мемы — это не просто смешные картинки из интернета, их изучают лингвисты и историки, используют бренды и политики. Обычным людям мемы помогают поддерживать друг друга и быть на одной волне. Рассказываем, почему люди любят мемы и как общаться с их помощью, чтобы никого не обидеть.

Кто придумал мемы

Термин «мем» стал популярен в 1976 году благодаря книге Ричарда Докинза «Эгоистичный ген» про эволюционную биологию. Никаких интернет-мемов, как и самого интернета, тогда не существовало. Докинз говорил о меме как о «единице культурной информации, ведущей себя как ген». Он приводил в пример песни, пословицы, религиозные притчи, которые передаются от человека к человеку, немного видоизменяются и копируют друг друга. Как писал Докинз, мемы борются за внимание людей и место в человеческой памяти.

К началу нулевых в интернете стали создавать и распространять смешные картинки с подписями — и к ним быстро приклеилось определение «мем». Сам Ричард Докинз заметил, что, в отличие от его первоначального термина, интернет-мемы оставляют след: их можно проанализировать и найти первоисточник.

Почему мемы нравятся людям

Исследователи говорят, что за мемом стоит нечто большее, чем просто шутка из интернета. С точки зрения нейробиологии обмен приколами — это наш социальный груминг. Как обезьяны чистили и перебирали шерсть сородичей, так и люди рассылают шутки, чтобы показать свою заботу и приободрить друг друга. Мы можем не общаться с человеком, а просто скинуть ему мем и оставаться на связи.

Мемы часто возникают как реакция на какое-то событие и помогают людям с помощью шутки выразить отношение к новостям. Есть мемы, которые воздействуют только на эмоции и подчёркивают схожесть опыта: «о, это чисто я», «жиза». Такими хочется делиться с теми, кто такой же, — или, напротив, чтобы подчеркнуть свои особенности.

Просмотр приколов в интернете вызывает всплеск положительных эмоций, поэтому мемы быстро запоминаются и даже меняют отношение к словам. Например, когда люди теперь говорят «красивое», они невольно вспоминают мем с рыбами и котами.

Источник: https://t.me/memy_pro_kotow
Источник: https://t.me/memy_pro_kotow

Часто в мемах используют искажённые слова. В конце 90-х были популярны шутки с фразами «превед, медвед» и «аффтар жжот». Сегодня им на смену пришёл «язык животных», который подражает стилю общения с маленькими детьми: «тисе, я сптлю», «тищу зубки».

Ещё один аспект мемов — это целенаправленное высмеивание, желание «зацепить» и снизить пафосную ценность. Люди неосознанно шутят над теми, кто более успешен и стоит выше по статусу, например над политиками и знаменитостями, это помогает снизить напряжение от неравенства.

Абсурдный контент притягивает нас своей необъяснимостью, мы начинаем ломать голову — почему люди ведут себя так? Почему животное так странно изображено? Почему слова исковерканы именно таким образом?

Мозг отлично запоминает незаконченные действия, а абсурдный мем — это один сплошной вопрос без ответа. Я до сих пор не могу прийти в себя после просмотра пятисекундного видео, где мужчина орёт на яйцо на столе: «Мяу!» Какой в этом заложен смысл? И ещё десятки миллионов людей, которые посмотрели это видео, скорее всего, тоже мучились этим вопросом. Проблема в том, что наш мозг во всём пытается найти смысл, поэтому танцующая корова, фраза «мыш кродеться» или мальчик за офисным столом в болоте так сильно отпечатываются в памяти.

Александра Русакович, лингвист, исследователь мемов

Как рождаются мемы

Сегодня к мемам относят не только картинки — это могут быть звуки, жесты, тексты, ролики из «Тиктока». Они появляются из пучин интернета и становятся известными в узких кругах. Те, кто мем не видел, не понимают, что за ерунда: например, почему все говорят «красивое». Затем мем попадает в паблики, достигает пика популярности и постепенно забывается — либо входит в язык и сохраняется надолго, как «превед» и «лол».

Мемы — это не только способ развлечения, но и инструмент коммуникации. В IT он тоже прекрасно работает. Причём мемы бывают самыми разными: от добрых насмешек над стереотипами до хардкорных математических шуток.

Посмотрите, как мы рассказали историю учеников Яндекс Лицея с помощью мемов.

Есть мемы, которые возрождаются, как фениксы, 3 сентября, под Новый год или в какие-то другие знаковые даты. Например, каждый год, когда Павел Дуров пишет пост на свой день рождения в духе «Семь вещей, от которых я отказался много лет назад», мемоделы считают своим долгом его спародировать.

Новый формат — мемы от нейросети. Пользователи вбивают абсурдные фразы на сайте, а нейросеть на их основе генерирует изображения с мемными персонажами и ситуациями.

Как общаться с помощью мемов, чтобы никого не обидеть

Во многих компаниях есть чаты, где коллеги обмениваются мемами. Чтобы никого не обидеть, в такие чаты лучше отправлять мемы про работу, картинки с животными и поддерживающие добрые шутки. Они помогут быть на одной волне: «это про меня», «я чувствую то же самое». Мемы с реакцией на новости и шутки над знаменитостями могут задеть коллег и вызвать негативную реакцию.

Нацеленный на определённого человека юмор не всегда воспринимается позитивно: в нас биологически заложено, что юмор представляет собой разновидность агрессии. Когда над тобой смеются, это неприятно и расценивается как нападение.

Лучше изучить, где у человека проходит граница между «смешно» и «обидно», и только потом отправлять ему мемы. Идеально, если человек уже иронизировал при вас на эту тему, например о своей профессии или о жизни в маленьком городе. Ещё один безопасный вариант — если вы находитесь с человеком «в одной лодке», то есть мем описывает и вашу ситуацию тоже. Такой юмор воспринимается как лёгкая ирония и сочувствие.

Александра Русакович, лингвист, исследователь мемов