Журнал / польза

Зачем айтишнику обращаться за помощью к наставнику

О чём вообще речь?

В мире IT есть институт менторства: опытные разработчики, менеджеры, лиды команд берут себе подопечных. Между ними выстраиваются профессиональные отношения уровня «учитель — ученик», или «мастер — подмастерье», или «наставник — слушатель». В такой паре «учителя» называют ментором, а его «ученика» — ме́нти.

Здесь слова «учитель» и «ученик» не зря взяты в кавычки. Между ментором и менти нет строгих формализованных учебных отношений, никто не ставит двоек, не даёт домашних заданий, никто ни на кого не давит. Просто более опытный специалист помогает менее опытному быстрее расти в профессии, подсвечивает неочевидные проблемы, даёт советы.

Менторство — это симбиоз и синергия. В такой паре каждый получает то, что ему важно: один человек — признание, другой — новый опыт.

Запрос к ментору может быть связан с каким-то конкретным кейсом. Например, как получить grade up или как эффективно решить какую-то рабочую ситуацию. Ментор, как более опытный товарищ, может подсказать конкретные тактические шаги и действия для решения: как подготовить кейс на перформанс-ревью, какую технологию выбрать для решения задачи, как выстроить отношения с менеджером на новом проекте.

Также, что более ценно, он может помочь выстроить долгосрочную стратегию входа или развития в профессии. К примеру, построить дорожную карту изучения нужных технологий и навыков, подготовить список книг и посоветовать хорошие курсы, дать контакты нужных людей. Ещё ментор может помочь пройти по выбранному пути и прийти к результату в режиме коучинга.

Вадим Пацев, Engineering Manager в Яндекс Доставке

Менторство существует не только в IT. Например, на производстве за более опытным сотрудником часто «закрепляют» новичка — они работают в паре, где опытный быстро передаёт свои наработки. Даже в американских фильмах полицейские часто ездят парой: опытный детектив и стажёр, который слушает его истории, приносит кофе и пончики и делает ошибки, предусмотренные сюжетом. Но в IT, конечно, никто никому пончиков не приносит. Ментор и менти не обязательно работают в одной компании и могут жить в тысячах километров друг от друга.

То есть менторство — это такой код-ревью с консультациями и милыми историями из практики ментора?

Менторство может быть разным, всё зависит от запроса менти. Вот несколько распространённых запросов.

Устроиться на работу. Начинающие разработчики часто просят ментора «натаскать» их на собеседования и технические сессии при поступлении на работу. Считается этичным нанять ментором сотрудника компании, куда хочется устроиться, — при условии, что этот сотрудник предупредит о менторстве коллег и не будет принимать решений при собеседовании и найме.

В США есть отдельный рынок менторов, которые помогают трудоустроиться в крупную IT-компанию мечты. Ментор подсвечивает процесс, решает с менти технические задачки, устраивает несколько прогонов собеседования. Получается что-то вроде глубокой репетиции, которая даёт соискателю важные знания и помогает набраться уверенности.

Расти как специалист. Важный запрос от разработчиков и других специалистов, которые хотят развиваться. Ментор участвует в диагностике — это позволяет понять, где находится человек, определить точку А. После он составляет план развития, намечая промежуточные этапы. И наконец, помогает сформулировать достаточно амбициозную цель — точку В.

Как ментор, я часто сталкиваюсь с тем, что ученики боятся ставить перед собой амбициозные цели. Например, ко мне приходит менти и просит помочь вырасти профессионально. Я понимаю, на каком уровне он находится сейчас, и вижу, что человек хочет подтянуться, условно говоря, на 30%.

Спрашиваю у менти: «А что нам мешает вырасти на 300%?» И многие просто пугаются такой цели, говорят: «А так можно?» Конечно! Просто самому себе ставить амбициозную цель бывает неловко, стыдно. Сам не веришь, что можно вырасти, например, в два раза. Наставник тут помогает своим опытом, своей уверенностью.

Можно поставить цель в 300%, а вырасти, например, на 150%. Но всё равно это лучше, чем подтягиваться на 30%, верно?

Станислав Орехов, дизайнер, руководитель дизайн-студии

Решить экзистенциальную проблему. С такими вызовами сталкиваются опытные разработчики. Типичные запросы к ментору: «Как из мидла стать сеньором? Как вырасти из сеньора в техдира?» В ситуации, когда у менти не хватает жизненного опыта, наставник отчасти выполняет роль психотерапевта.

Также часто ментор помогает решиться на создание своего дела, найти единомышленников, правильно «продать» свой проект клиентам или инвесторам.

А зачем это ментору?

У менторов в IT целый спектр мотиваций. Кто-то ищет себе сотрудников и хочет вырастить их сам. Другие люди просто любят быть полезными и искренне хотят поделиться опытом. Бывает, что в менторство идут ради денег.

Менторство — это поток новых (пускай и не своих) кейсов и вызовов в профессиональной сфере, которых может не хватать на определённом уровне в профессии. Помогая менти решать задачи, ментор может безопасно получить новый опыт.

Потребность в признании — важный аспект. Менторство может быть хорошим источником энергии и дополнительного дофамина.

Менторство помогает менторам в нетворкинге: их часто приглашают в роли консультантов на проекты, к которым присоединились их менти.

Также само взаимодействие ментора и менти отлично прокачивает необходимые в работе софт-скиллы. Со стороны ментора нужно много работы по выстраиванию эффективного взаимодействия в неравном положении. Это хороший навык, который пригодится на лидерских позициях.

Со стороны менти эффект посчитать, кажется, легко: если есть заметное продвижение к поставленной цели — значит, усилия не напрасны. Со стороны ментора — сложнее, нужен определённый уровень осознанности, чтобы понимать, насколько затраченные усилия конвертируются в чувство признания, дополнительную энергию и опыт.

В любом случае менторство — это прежде всего win—win game из теории игр. Каждая из сторон решает какие-то свои задачи и прокачивает нужные навыки. Важно чётко осознавать собственные ожидания и давать развёрнутую обратную связь. Как только кто-то понимает, что усилия не оправдываются, — процесс нужно сворачивать.

Вадим Пацев, Engineering Manager в Яндекс Доставке

Менти полезно прямо спрашивать ментора о мотивации: она может не совпасть с собственной. Например, начинающему разработчику может быть трудно платить за консультации опытного специалиста, который хочет заработать. Сверять мотивации лучше «на берегу».

А как вообще выбрать ментора? Где его искать?

Есть несколько хороших способов найти ментора.

Сообщество. В опенсорс-сообществе много опытных разработчиков и IT-специалистов. Полезно знакомиться с публичными специалистами в соцсетях, на конференциях. Разработчики открытого ПО часто обращаются с запросами на менторство к создателям любимых решений.

Стажировка. Хорошего ментора можно найти среди будущих коллег. Приходите на стажировку в Яндекс — или успейте до 30 октября зарегистрироваться и сделать тестовое для ускоренного поступления.

Образование. Найти наставника можно в образовательных программах и курсах, например в Практикуме или Академии Яндекса. Обычно менторство встроено в процесс обучения, но продолжить консультироваться у преподавателей можно и после — при взаимном интересе и договорённости.

При выборе ментора самый важный совет — чётко сформулировать запрос к ментору, конечную цель, куда хочется прийти. Исходя из цели можно поискать человека, который уже пришёл или сильно продвинулся на пути к ней. Быть может, этот человек хочет быть ментором и готов взять нового менти. Или же он знает контакты других менторов в этой сфере.

Второй совет — в процессе взаимодействия открыто говорить о своих ожиданиях, давать обратную связь. Это помогает ментору понимать, как идёт процесс, и получать свою порцию положительного подкрепления.

Вадим Пацев, Engineering Manager в Яндекс Доставке