Выпускной Яндекс.Лицея: музыка пробок, робофутбол и хакатон на ужин

Рассказываем о впечатлениях выпускников.

Яндекс.Лицей — это двухлетний образовательный проект, в котором школьников учат языку Python и азам профессии разработчика. В этом году его закончили 560 детей. 13 мая лучших учеников из России и Казахстана пригласили на выпускной в офис Яндекса. Их ждала трехдневная программа с медиаперформансом, хакатоном, робофутболом и презентациями проектов, созданных самими лицеистами. Мы рассказываем, как всё прошло, а выпускники делятся впечатлениями. 

Кто попал на выпускной

В Яндекс.Лицее есть внутренний рейтинг учеников, который зависит от количества выполненных задач, будь то контрольные, домашние задания или самостоятельные работы. В марте ребятам объявили значение рейтинга, начиная с которого можно было претендовать на поездку в Москву. Разгорелась нешуточная борьба. Ребята бросились решать еще больше дополнительных заданий, и проходной балл непрерывно рос до самого конца учебного года. В результате в московский офис Яндекса поехали 82 лучших ученика.

Разговаривая с ребятами, неподготовленный человек мог осознать, как мало он знает об IT по сравнению с девятиклассником. Одни беззастенчиво сообщали, что учились кодить еще до Яндекс.Лицея, поэтому Python не был для них чем-то трудным. Другие рассказывали, как применяют языки программирования в повседневной жизни или ездят по хакатонам.

«Я пошел в Яндекс.Лицей, потому что хотел выпендриться. В конце концов это мне удалось, я в первых строчках рейтинга. Еще до того, как началась учеба, родители записывали меня на онлайн-курсы, и я сам искал ролики на YouTube, так что уже знал C++, С# и Java. 

Это очень интересно, когда ты даже в одиночку можешь создать что-то новое с нуля

Например, для Алисы я сделал ролевую игру, квест, где съемочной группе, ставшей свидетелями убийства, нужно доказать свою невиновность и найти настоящего преступника», — говорит Бахтияр Нурмахан, девятикласник из города Нур-Султан. 

«Я применяю программирование практически во всех областях своей жизни, будь то боты для ВКонтакте и Telegram или парсинг данных. Это очень помогает, когда тебе нужно вытащить данные с других сайтов. Еще я планировал написать приложение под Android для автоматизации ботов, но всё руки не доходят», — рассказывает ученик девятого класса Федор Тельнов из Тамбова. 

Музыка пробок

Главным событием первого дня стал медиаперформанс по визуализации данных под руководством художника Ильдара Якубова. Ребята разбились на команды и за четыре часа собрали интерактивную визуализацию солнечной системы; генератор абстрактных видеорядов для музыки, использующий данные, полученные в реальном времени от Яндекс.Пробок; иммерсивный симулятор попадания человеческого тела в огромную бутылку газировки и многое другое. 

«Девчонки и мальчишки, которые собрались на выпускном Яндекс.Лицея, просто невероятные: в режиме образовательного хакатона они за небольшой промежуток времени не только освоили объем навыков, рассчитанный на три полноценных дня занятий, но и выполнили собственные творческие проекты», — написал о своих впечатлениях Ильдар Якубов сразу после выпускного. 

Завершился первый день чемпионатом по робофутболу от Яндекс.Маркета.
Завершился первый день чемпионатом по робофутболу от Яндекс.Маркета.

Пропустить ужин ради хакатона

Следующий день начался в десять утра с хакатона, который должен был продлиться семь часов. Командам лицеистов нужно было написать настоящий трекер задач, где пользователи могли бы заводить задачи, и отмечать в них других пользователей. Процесс создания трекера был разбит на подзадачи, за каждую из которых назначались баллы. 

Хакатон увлек лицеистов с головой. Довольно быстро из 25 команд вперед вышли пять или шесть фаворитов, а к вечеру, когда настало время ужина, три команды решили продолжить борьбу и пропустить ужин. В итоге с небольшим перевесом победила команда из Ульяновска: Антон Наумцев, Егор Сбродов и Рамиль Сулейманов. 

Как отмечает их руководитель Максим Кашичкин, ребятам помогло то, что во время учебы в Яндекс.Лицее их не устраивали простые задания и преподавателю приходилось постоянно импровизировать.

На любое стандартное задание они говорили, что это слишком скучно, слишком «изи»

Но победу принесла не только хорошая подготовка, но и удача. 

«Перед тем, как начать программировать, мы изучили техническое задание и распределили роли, соответствующие сильным и слабым сторонам каждого из нас. И уже в процессе разработки старались не просто писать код на скорость, а заложить хорошую основу для программы, чтобы не застрять на самых сложных задачах в конце. Но в финале у оставшихся команд были почти одинаковые баллы. Во время подсчета оставалась одна очень “дешевая” задачка, которую мы сделали уже просто так, но в итоге именно она помогла нам победить с разницей в два балла»», — рассказали победители.

Проекты и ожидания

Третий день был посвящен презентациям проектов. Ребята показывали созданные ими навыки Алисы, компьютерные игры и приложения. 

​Игра The Game. Автор: Родионов Роман, Тамбов
​Игра The Game. Автор: Родионов Роман, Тамбов

«Курс по программированию у меня был еще в школе, но я никогда не рассчитывала, что это может стать моей специальностью. Наверное, если бы не Яндекс.Лицей, то я никогда бы в эту сферу не попала. Мне очень понравилось работать с Pygame, потому что можно создать собственную игру, в самом начале это поражало. Для меня Яндекс.Лицей — это люди, с которыми интересно, те, кто любит решать задачи нестандартным способом.

Мы подружились с ребятами, много общались, особенно когда у кого-то что-то не получалось и мы обсуждали эту проблему. В Яндекс.Лицее главное не бояться, верить в свои силы и брать по максимуму. Эти знания обязательно понадобятся, даже если вы думаете, что не будете работать в программировании», — поделилась с нами десятиклассница Милена Сербинова из Челябинска.

Выпускной завершился праздником с фотобудкой, аэрохоккеем, настольными играми и сахарной ватой. Теперь ребятам предстоит дождаться ЕГЭ и поступления в вузы, для кого-то это год, для кого-то два. Но многие и так знают, чем займутся: одни собираются уделять время олимпиадам, другие — продолжать учиться программированию самостоятельно, у кого-то даже более амбициозные и сложные планы.

«В дальнейшем я хочу поступить в Школу анализа данных, там учится мой брат. Но и вообще мне очень интересно понять, что такое машинное обучение. Правда, я еще не понимаю, хочу я работать в науке или в индустрии. С одной стороны, корпорация — это место, где ты можешь реализовать себя и получать достойную оплату, с другой стороны, наука — это творчество и возможность реально помочь людям. Например, в медицине при помощи компьютерного зрения можно диагностировать ранние стадии рака», — рассказывает девятиклассник Василий Шибаев из Владивостока. 

«Пока я школьник, я не могу участвовать в хакатонах. Только в локальных, но они обычно не такие интересные, и призы там так себе. Я участвую в стартапах. Нашел нормальную команду, у которой есть все нужные люди, и вместе разрабатываем проекты», — говорит Федор Тельнов.