Журнал / польза

Как эффективно учиться во взрослом возрасте

Мы с хорошими новостями: изучать новое можно и на каникулах, и на пенсии. Важно только правильно подойти к процессу — обсудили с Маргаритой Буровой, руководителем магистерской программы Master of Data Science на факультете компьютерных наук ВШЭ

Давайте сразу к сути. Так что, в 30 лет учиться сложнее, чем в 20?

Можете нас ненавидеть, но чёткого ответа не дадим. Всё зависит от того, чему вы учитесь и как. А ещё — от вас. Точнее, от ваших способностей и возможностей. Но если немного обобщить, то наука всё-таки может дать некоторые ответы.

Опираясь на данные исследований, учёные формулируют понятие «гибкий когнитивный пик». Грубо говоря, это усреднённые способности учиться новому. Этого когнитивного пика люди достигают примерно в 40 лет — а затем их способности постепенно снижаются.

Вот как это происходит:

  • Пик быстрой обработки большого количества сырых данных приходится на 18–19 лет.
  • Надёжность кратковременной памяти достигает максимума к 25 годам.
  • Долговременная память начинает снижаться после 35.
  • Визуальная память (на лица и изображения) растёт к 30, после — снижается.
  • Максимальный словарный запас — у 60-летних.

Но эти числа — просто справочная информация, своего рода «средняя температура по больнице». Ваши метрики могут быть иными — как повезёт.

Получается, что в 40 лет — всё?

Совсем нет. Речь про усреднённые способности. Ярче всего их снижение заметно при запоминании нового, например иностранных слов. Изучать новый язык для большинства людей после 40 будет сложнее, чем в 20 лет. Это связано с тем, что нейронам труднее создавать устойчивые синаптические связи. RAID-массив нашей памяти становится менее надёжным. Формально человек может «запоминать» больше, но выученные слова чаще теряются из памяти.

Но есть и хорошие новости! После 40 улучшаются эмпатические навыки. Мы лучше понимаем других людей, с большей вероятностью можем предсказывать их чувства и поведение.

Можно представить, что навыки человека — как щупальца осьминога. С годами часть из них укорачивается, а часть, наоборот, удлиняется. В итоге средняя длина щупалец примерно та же.

Ну ладно, и так понятно, что с возрастом учиться сложнее. А что делать-то?

Чтобы не потерять в скорости и качестве обучения, учёные советуют нивелировать слабые стороны, используя сильные. Иными словами, чаще пускать в ход длинные щупальца. Вот что советует исследователь когнитивных навыков Ульрих Бозер.

Переосмысление. Заучивание и повторение будут всё менее эффективны. Вместо этого лучше формулировать важное своими словами. Например, полезно переупаковывать информацию: делать для себя квизы, задавать себе вопросы.

В литературе есть термин «остранение» — доведение чего-то до такого абсурда, что в этом абсурде находится новый смысл. В образовании тоже есть место остранению.

Популярный сервис для изучения иностранных языков Duolingo часто подсовывает пользователям необычные слова или просит их составить странные фразы: например, «беременный жук полетел на Марс». С помощью этого сервис как бы сбивает серьёзные настройки, улучшая качество запоминания.

Менторство. Один из самых эффективных способов учиться новому во взрослом возрасте — учить других людей. Используйте улучшающиеся навыки: с возрастом легче заводить друзей и оказывать влияние на людей. Становитесь ментором. Например, учите разработке членов семьи, родственников, знакомых или коллегу-дизайнера.

В статье о том, как учиться фронтенду, Григорий Бизюкин, лектор Школы разработки интерфейсов Академии Яндекса, советует изучающим поскорее искать себе учеников.

Обратная связь. Взрослые люди, которые учатся новому, сталкиваются с падением мотивации. Поэтому полезно выбирать увлечения и способы их освоить на основе активной обратной связи.

Ну хорошо, а с программированием как?

Учиться программированию в зрелом возрасте можно. В Португалии исследовали сложности, с которыми сталкиваются начинающие взрослые программисты. И выяснили, что для людей старше 35 хорошо подходит обучение по методу «шаг за шагом» — когда человек последовательно решает всё усложняющиеся задачи под присмотром ментора. При таком подходе разработчиками становились взрослые люди, которые давно были безработными.

Более того, участники исследования отмечали, что в программировании важны не объёмные познания в математике, а умение находить нестандартные пути решения задач. А с этим у взрослых людей всё отлично: не зря говорят, что такому «жизнь учит».

Ментор Пабло Эспесо даёт советы тем, кто начинает учиться программированию во взрослом возрасте:

  • Начните с концепции low-code. К примеру, настройте автоматизацию с помощью IFTTT. Мы писали о сервисах автоматизации в Журнале Академии Яндекса.
  • Относитесь к этому не как к будущей работе, а как к хобби. Просто научитесь, а там посмотрите, как это применять. Это помогает снизить порог ожидания и стресс.
  • Не стесняйтесь использовать приложения и пособия для детей. Их можно найти на некоммерческом портале Code.org (важно владеть английским).
  • Поскорее «заземляйте» навыки. К примеру, собирайте устройства на основе модульных компьютеров Arduino. Программируйте датчики умного света, соберите самодельную охранную систему.