Продакт vs проджект: как различаются рабочие дни, задачи и компетенции

Продакт-менеджер, или менеджер продукта, — специалист, который отвечает за создание новых продуктов, анализ рынка, управление разработкой и реализацией новых идей внутри компании.

Проджект-менеджер, или менеджер проектов, координирует действия и организует работу команды по достижению целей: выпуску продуктов, решению проблем.

Как приходят в профессию

Продакт — это связующее звено между разработкой и бизнесом. На эту позицию чаще приходят из другой IT-профессии — разработчики, аналитики, тимлиды. Классными продактами становятся предприниматели: те, кто умеет смотреть на процесс или продукт стратегически, видеть полную картину происходящего.

На позицию проджекта чаще переходят из организаторов офлайн- или онлайн-мероприятий, менеджеров студий или компаний. Если сотрудник приходит не из IT-мира, главная задача для него — понять, как устроен процесс разработки, какие существуют слабые места и где поддержка менеджера нужнее всего.

Важные навыки и компетенции

Продакт — это «локомотив». Ему важно гореть продуктом и проектом, быть энергичным и драйвовым, чтобы заряжать идеями других. Это в том числе творческая личность, обладающая видением финала, того, к чему идёт вся команда.

Для продакта важны системность и структурность: среди всего хаоса разработки нужно не упустить главное. Основная задача продакта — выявлять и сохранять смыслы: зачем нужен продукт, что принесёт фича пользователям и бизнесу. Важно задавать вопросы и уметь находить на них ответы.

Продакт хотя бы верхнеуровнево понимает, как реализовать продукт. Он не обязан глубоко разбираться в технологиях, но ему важно представлять, какие специалисты и в каких объёмах понадобятся для решения задачи, как архитектурно устроен продукт, как связаны фронт и бэк, какие ошибки могут возникать и как их можно предусмотреть в дизайне и процессе. А главное — можно ли это сделать быстрее, дешевле и проще.

В дополнение к технологиям продакт должен владеть основами аналитики и проведения экспериментов. Этот специалист генерирует гипотезы, придумывает решения. Ему важно уметь быстро и верно проверить идеи, чтобы лучшие запустить в продакшен.

Хард-знания для проджекта — методологии планирования и глубокое понимание процессов разработки. Проджект ясно представляет, где бутылочное горлышко, что и когда может пойти не так, как это поправить. Он знает, какой участник разработки за что отвечает и к кому идти, чтобы чинить и исправлять ошибки. Ещё проджект — сверхэмпатичный человек: который знает подход к каждому члену команды и заказчику. Он умеет оставаться честным и непредвзятым.

Проджект должен знать «проектный треугольник» — основы управления ресурсами, сроками и функциональностью. Чтобы эффективно управлять, проджект учится грамотно и лаконично формулировать свои мысли: чем точнее поставлена задача, тем лучше и быстрее будет результат.

Для обеих специальностей критически важны софт-скиллы: умение договариваться, быть гибким, но уверенным в своей позиции, легко ладить с людьми, признавать свои ошибки. Эти качества помогут доносить и отстаивать свою точку зрения, выходить из трудных ситуаций и находить лучшие решения из возможных.

Ещё важнейшее качество для продакта и проджекта — умение слышать и принимать чужую точку зрения. Мы не всегда правы, и это нормально. Если мы отстаиваем идею фичи или перестройки процесса, важно донести до команды свои мысли. Но если с вами не согласны, нужно услышать запросы других, понять, что не так, и отступить.

Также для продакта и проджекта в равной степени важны менеджерские навыки управления командой: фасилитация встреч, умение мотивировать, вдохновлять команду, поддерживать её участников в рабочем состоянии. Не стоит забывать: речь идёт о менеджерах. Они управляют людьми, процессами и продуктом, просто на разном уровне абстракции. Продакт — на уровне смыслов, он определяет, что и как мы делаем. Проджект — на уровне процесса и коммуникации, отвечая, кто и когда сделает.

Как выглядит рабочий день

Основная часть дня проджекта состоит из встреч и подведения их итогов. Утро начинается с планирования своих задач: важно понять, что нужно сделать сегодня и что можно успеть в свободное от звонков время. Далее — время встреч и уточнения актуальных статусов по задачам, это постоянное общение и решение возникающих вопросов. Для проджекта критически важно быть на связи и уметь быстро и чётко реагировать на запросы.

У продакта тоже немало встреч и звонков, но ещё обязательно есть время на самостоятельный ресерч и глубокую работу над продуктом: формулирование гипотез, анализ рынка и метрик. Ежедневно продакт работает с пользователями, читает отзывы, обратную связь или проводит интервью. Анализ дашбордов по метрикам продукта — тоже полезная привычка.

Календарь проджекта
Календарь проджекта
Календарь продакта
Календарь продакта

Почему любят свою работу

поделиться
статьёй
поделиться
статьёй