Журнал / герои

Как работает сервис «Помощь рядом»

Этот социальный проект Яндекса помогает благотворительным организациям, соединяя «тех, кто может помочь, с теми, кому нужна помощь». Поговорили с директором «Помощи рядом» Ильёй Шаровым о том, как технологии делают благотворительность удобнее и доступнее

Илья, расскажи, как возник проект? Какова была твоя роль?

Я работаю в Яндексе с 2007 года, и кажется, что это целая вечность. Когда мы решили запустить «Помощь рядом», я руководил командами SRE: мы отвечали за надёжность и доступность сервиса Яндекс Go.

Идея создания социального проекта внутри Яндекса появилась в период пандемии COVID-19. «Помощь рядом» задумывался как сервис, помогающий врачам быстро и безопасно добираться до мест назначения. Но почти сразу мы поняли, что нужно организовать доставку продуктов и других важных грузов, бесплатное тестирование на коронавирус, перевозку людей в зоне риска и доноров до станций переливания крови. Поэтому мы быстро расширили направления помощи сервиса — и не закрыли его после пандемии.

По данным исследований, только 2% населения России регулярно совершают ежемесячные благотворительные пожертвования. Многие не помогают из-за того, что сумма, которую они могут пожертвовать, кажется им незначительной. Мы поставили перед собой задачу донести до остальных 98% мысль, что даже десять рублей, поступающие фондам регулярно, в масштабе населения такой большой страны могут играть и уже играют огромную роль.

Как сейчас работает «Помощь рядом»? Какие сервисы Яндекса она охватывает?

Задача проекта — сделать благотворительность удобной и прозрачной для пользователя. Округление можно включить в три клика в приложениях Яндекса: Go, Заправках, Еде, Лавке и Маркете.

«Помощь рядом» организует бесплатные поездки для НКО и их подопечных, которым трудно пользоваться общественным транспортом. На такси специалисты могут быстро приезжать к подопечным фондов, а сами подопечные — добираться на лечение и учёбу. За 2022 год мы организовали более 380 тысяч поездок. Это больше тысячи в день!

Другое направление — программа годовой поддержки благотворительных организаций «Товары для НКО». Мы выделяем средства на приобретение товаров первой необходимости и сопровождаем процесс закупок. Это важно, потому что собственные средства организации в период действия программы можно направить на решение других значимых проблем. Конкурс на участие в программе проходит раз в год, независимые эксперты оценивают заявки, и лучшие получают наш грант. В 2022 году мы поддержали 32 благотворительные организации грантами на сумму около 100 млн рублей.

Третья наша программа — «Цифровые решения для НКО». Фонды могут использовать сервисы Яндекса для бизнеса (Яндекс Облако и Яндекс 360 для бизнеса как полноценный виртуальный офис), чтобы оптимизировать рабочие процессы и высвободить время на самое важное. Благодаря грантам на рекламу они делятся с широкой аудиторией информацией о помощи другим, привлекают внимание потенциальных волонтёров и жертвователей. Программа сейчас доступна более чем 250 НКО.

Если пользователь сервисов Яндекса хочет сделать пожертвование, с нашим сервисом это просто и удобно. Платформенная благотворительность работает. Округление поездки на такси позволяет кому-то ещё бесплатно и быстро добраться до учёбы или больницы. А округляя стоимость бургера, можно купить еду тому, кому она сейчас очень нужна. И каждый месяц люди получают отчёты о том, на что именно пошли их деньги.

Какая команда работает над сервисом?

«Помощь рядом» — стартап внутри Яндекса. Когда создавался сервис, в проекте участвовали ребята из разных команд: кто-то помогал придумывать идеи, кто-то критиковал, кто-то помогал писать код. Первую версию округления нам помогали делать разработчики других команд Яндекса в своё свободное время.

Сейчас у сервиса есть постоянная продуктовая команда. Она не очень большая, как в любом стартапе: три человека занимаются продуктом, четыре — разработкой и аналитикой. При этом мы много взаимодействуем с другими командами внутри Яндекса. Например, тесно работаем с командами аналитиков и разработчиков Яндекс Go.

Как технически работает округление? Насколько это сложный проект в реализации?

Округление — это система микросервисов, отвечающих за хранение данных и обработку платежей, а также за отображение экранов. Изначально вся пользовательская часть была написана в коде мобильного клиента. Но уже во время подключения Еды и Лавки мы поняли, что нам нужен удобный конструктор. Так мы перешли на использование webview и конструктора округления на стороне фронтенда. Это помогает нам быстро адаптировать округление под новые сервисы и экспериментировать с дизайном.

Система действует так, что все траты в приложениях округляются в большую сторону. Пользователь сам выбирает сумму: 10, 50, 100, 200, 500 и 1000 ₽. Округления с Go и Заправок идут на оплату поездок, а с Маркета, Лавки и Еды — на закупку товаров и необходимых продуктов для подопечных НКО. Всего за время существования сервиса пользователи пожертвовали 263 млн рублей.

Наглядно всё работает так: если при подключении округления до 100 сумма заказа составила 452 ₽, со счёта снимут 500 ₽. Из них 48 ₽ уйдёт на благотворительность.

Реализацию идеи с округлением трат нельзя назвать очень сложной, мы просто подключали имеющиеся приложения Яндекса к сервису одно за другим. Естественно, это не предел: мы работаем над расширением функциональности «Помощи рядом» и подключением новых приложений к округлению.

В продукте есть спорные моменты. Взять те же суммы округления трат в приложениях. Команда предложила сделать разные номиналы. Я был против, считая, что округление должно остаться только в размере 10 ₽, чтобы платформа всех объединяла на одном общем основании. Но ребята меня переубедили. Эксперимент удался: много людей подписывается на округление трат до 50 и 100 ₽. Этот опыт научил проверять даже те гипотезы, в которые ты не веришь. И, конечно, признавать свои ошибки.

Как ещё технологии могут помогать благотворительности?

Есть много примеров того, как технологии помогают благотворительным фондам и их подопечным. Например, фонд помощи бездомным людям «Ночлежка» разработал свою CRM «Многофункциональный кабинет соцработника». Она не только умеет помогать сотруднику лучше делать свою работу, но и с помощью обученной модели может подсказать рекомендуемые шаги по адаптации людей с опытом бездомности.

Другой пример — как технологии компьютерного зрения помогают поисково-спасательному отряду «ЛизаАлерт» проверять тысячи аэрофотографий, которые делаются во время поисков в лесу. Нейросеть проводит первичный отбор и передаёт оператору уже те снимки, где нужно решение человека.

В России и в мире появляется большое количество стартапов, ставящих целью решение социальных проблем. Это могут быть как отдельные приложения, так и интеграции в большие супераппы, как, например, фандрайзинговое приложение Tooba.

Идея платформенной благотворительности не уникальна. Например, во многих банках есть возможность перечислить кешбэк в пользу благотворительных фондов. И это очень здорово! Мы хотим, чтобы возможностей просто и удобно помогать становилось больше, поэтому подключаем все больше сервисов, делаем их доступными для разных людей.

Для нас важно сделать так, чтобы благотворительность вошла в привычку, стала чем-то обыденным для каждого человека. А для этого мы стремимся максимально упростить сам процесс пожертвования, чтобы человек один раз подключил услугу, а затем система всё делала за него — может даже всю оставшуюся жизнь.

За 2022 год объёмы нашей помощи выросли в два раза. Мне очень хочется, чтобы в 2023 наш проект рос ещё быстрее. И первая наша цель — это миллион подписчиков сервиса. Вы можете помочь нам в её достижении. Просто откройте приложения Яндекса и подпишитесь на округление!