Журнал / герои

Как стать учителем своей мечты

Программист Артем Рудаковский о преподавании в Яндекс.Лицее.

Для учеников восьмых и девятых классов, которые учатся в Яндекс.Лицее, освоение программирования начинается со знакомства с учителем. Среди тех, кто там преподает, есть и вузовские профессора, и учителя информатики, и студенты, и профессиональные разработчики. Артем Рудаковский пришел в Лицей из IT — опытный программист, он никогда раньше не работал с детьми, а теперь воспитывает уже третье поколение лицеистов и помогает другим преподавателям. Артем рассказывает о своем подходе к обучению и о юных учениках из Пензы.

Не заставлять, а поддерживать

До Лицея я никогда не преподавал. Да и в Лицее преподавать стал случайно. IT-компания, в которой я работаю заместителем директора, решила открыть образовательный кластер, где должны были проходить занятия Яндекс.Лицея. Мы нашли преподавателей, а я был запасным игроком. И когда одна преподавательница в последний момент отказалась, пришлось выходить за нее. На тот момент весь мой опыт работы с детьми заключался в общении с пятилетней дочерью.

Никогда не думал, что вообще буду преподавать. Казалось, что для этого надо настолько любить детей, чтобы даже дети с этой любовью не могли справиться. Наверное, в простой школе ничего бы не получилось, потому что там приходится заставлять детей что-то делать, а в Лицее стоит задача поддерживать ребят, которые хотят научиться новому. Это куда приятнее.

Когда дошло до занятий, я решил преподавать так, как хотел бы, чтобы меня учили в школе

Меня всегда раздражало, когда учителя снисходительно относились к ученикам. Как к недоразвитым взрослым. Поэтому я выстраивал отношения с учениками так, как будто мы с ними почти коллеги. Не школьный учитель, а наставник — как на работе. На курсах в Пензенском педагогическом институте такой подход называли попустительским, говорили, что никто учиться не будет, не будут уважать преподавателя, но к нам приходят мотивированные ребята, которых не нужно дополнительно тыкать палкой.

Собеседование заговорщиков

Есть определенные критерии, по которым Лицей отбирает учеников. Иногда бывают сложные ситуации, но порой все ясно как божий день. Однажды к нам пришел парень, сидит грустный, голову повесил:

— Ты почему хочешь в Яндекс.Лицей? — спрашиваю его.

— Меня родители заставили.

— А чего, сам не хочешь?

— Не, вообще не хочу.

— Ну давай, может, тогда расстанемся, скажешь родителям, что ты сделал все, что мог, чтобы поступить.

— Давайте так и сделаем! — и ушел счастливый.

Мы стараемся брать ребят, которым по-настоящему интересно программирование и у которых достаточно времени, чтобы учиться ему после школьных занятий. В 2016 году в самой первой группе был один мальчик. Ему было одиннадцать лет, и чтобы попасть в Лицей, он наврал про свой возраст. При этом парень был умный, хорошо строил алгоритмы, оказалось, что у него папа программист. Правда, в коллективе ему было тяжеловато. К остальным он относился нагло-снисходительно, другие лицеисты старше его на три-четыре года, а умеют меньше. Приходилось с ним общаться на эту тему. И в итоге он научился работать в команде, даже вместе с другими ребятами написал навык Алисы, который выиграл на конкурсе.

Можете обращаться на «ты»

Когда ребята только приходят, они в большинстве своем зажаты. Я постоянно им повторяю, что всегда можно задать вопросы, что-то уточнить. Многие боятся, потому что думают, что за вопрос их отругают — привыкли в школе. Сначала на новый режим переключаются два-три человека, а остальные подтягиваются.

Мне всегда можно написать в личку ВКонтакте. Я сразу говорю на первом же занятии: «Меня зовут Артем, можете обращаться на "ты"». Некоторые сразу принимают это, другие постепенно переходят с «вы» на «ты», а есть ребята, которые до конца говорили мне «Артем Романович». Тем не менее уже через год ребята становятся расслабленней и уверенней.

Не хочется загонять учеников в какие-то жесткие рамки. Но за списывание я обнуляю результаты и объясняю, что смысл не в баллах, а в знаниях, с которыми ты выйдешь.

Здорово, что лицеисты несколько лет находятся в среде единомышленников. В школе так получается далеко не всегда.

Я по себе помню, что в классе было сложно найти друзей, с которыми можно замутить что-то прикольное. А в Яндекс.Лицее ребята объединяются, делают проекты вместе, строят планы, например, выпустить компьютерную игру и выложить ее на Steam  

Занятия у нас длятся почти два часа, и вообще по СанПиНу должны быть перемены, но на них никто не уходит.  

Урок делится на теоретическую и практическую часть, и когда ребята работают за компьютерами, то могут обсудить решение задач или негромко пообщаться о чем-то еще. У нас есть общий чат, в котором они периодически друг друга троллят, присылают мемы и всячески развлекаются — я не мешаю. Сам с ними разговариваю не только про программирование, обсуждаем новые фильмы, книги или компьютерные игры. Тут нет проблем найти общие темы. Я и сам с удовольствием иногда рублюсь в какой-нибудь Red Dead Redemption 2, а дома у меня коллекция приставок.

Планы на лето

Думаю, что в этом году на каникулах я от преподавания не отдохну. Моя дочь сейчас во втором классе, хочу летом начать с ней обучающий эксперимент и вдарить по Питону!

После первого класса она знала маловато, так что я пока только ставил ей приложения, где нужно составлять код из блоков и писать простенькие программки, чтобы жучка провести по лабиринту. Это у нее нормально получается. Она, правда, пока не хочет быть программистом. Она хочет быть феей. Не уверен, что Питон ей в этом поможет, но можно попробовать.