Журнал / польза

Как кейсовое мышление помогает выгодно показать свой опыт на собеседовании

Кейсы — небольшие истории из личного опыта, где автор описывает, как решает сложные ситуации. Как составлять и в каких случаях использовать кейсы? Рассказывает Артём Коняев, менеджер продукта, который прошёл больше 110 собеседований.

Как собрать успешный кейс

Чтобы подготовить понятную, легко воспринимаемую историю, удобно использовать фреймворк STAR:

Situation — минимальное описание ситуации для интервьюера.

Task — что от вас требовалось.

Action — что вы сделали, чтобы достичь цели, какие шаги предприняли.

Result — каких результатов добились.

Например, собеседующий спрашивает: «Расскажи о случае, когда ты был не согласен с руководителем, и о том, что ты делал в этой ситуации».

Ответить можно так.

Situation. Я вышел на новую работу и узнал, что команда давно занималась редизайном одного из разделов приложения. Члены команды подготовили макеты и хотели переходить к разработке. Мой руководитель поддерживал этот проект.

Task. Я узнал, что в раздел только изредка заходила небольшая часть пользователей. Даже если бы мы улучшили их опыт внутри раздела, на общем фоне рост метрик продукта был бы незначительным. Оставалось, будучи новым менеджером, убедить в этом остальных.

Action. Чтобы переубедить команду, я показал им метрики — и потом предложил своё решение. На общем звонке я открыл аналитический дашборд с метриками, которые показывали непопулярность раздела. Это была доля пользователей, которые хотя бы раз заходили в этот раздел, и среднее количество раз, которое пользователи посещали его за время пользования продуктом.

Result. Все члены команды, включая руководителя, поддержали предложение поставить проект на паузу и вернуться к нему, если популярность раздела вырастет.

Иногда первые два этапа объединяют по смыслу в один — получается SAR вместо STAR. Так проще запомнить: Situation → Action → Result.

Старайтесь рассказать историю кратко, одно-два предложения на каждый пункт. Если добавить слишком много деталей, интервьюер может потерять суть рассказа.

Важно, что кейс — это не «было — стало», а «вызов — решение». Если сказать, что процесс был плохим до того, как ты его улучшил, это покажет, что ты противопоставляешь себя другим, в частности — автору предыдущего процесса. Совсем другое — если ты улучшил процесс, чтобы снять нагрузку с ключевого члена команды, и освободил его время для важного проекта. Тогда ты эффективный менеджер.

Артём Коняев, менеджер продукта

Когда используют кейсы

Рассказ о себе. Такое случается на собеседованиях, конференциях или нетворкинг-встречах, где за 2–3 минуты просят дать представление о тебе и твоих скиллах. Тогда здорово рассказать о прошлых местах работы и ситуациях, которые доводилось решать, — кейсах.

Что должен содержать кейс об опыте работы:

— Компанию и должность.

— Ваши обязанности и задачи, которые выполняли.

— Результат работы и достижения.

Ключ к успеху — отрепетировать рассказ заранее и убрать из него лишние подробности. Каждый раз, упоминая какой-то факт, спрашивайте себя: «Какой вывод интервьюер должен из этого сделать?» Он слышит рассказ о вашей карьере впервые, и его возможность запоминать интересные факты ограниченна.

Упоминайте только крупные достижения и проекты. Небольшие успехи сделают рассказ длиннее, но не интереснее. Они снизят среднюю значимость ваших достижений в глазах интервьюера.

Когда у меня в резюме было мало достижений с метриками, я заменял их кейсами.

Например, писал, как организовал работу команды из фрилансеров вместо найма веб-студии и уложился в ограниченный бюджет. Этот пункт резюме в одном оффере отметили отдельным комплиментом.
Если бы я написал, что запустил сайт или курировал работу с подрядчиками, это не показало бы мои способности находить решения в сложных ситуациях. Мой профиль кандидата остался бы серым в глазах нанимающего менеджера.

Артём Коняев, менеджер продукта

Поведенческое интервью. Кроме технических навыков и софт-скиллов на собеседованиях проверяют, как вы общаетесь, проявляете ли вы инициативу, как подходите к нестандартным задачам и разрешаете конфликты. Для этого задают поведенческие вопросы, дают ситуации и предлагают найти выход. Здесь важно рассказать, какие действия помогут в этой ситуации и какие выводы вы сделали.

Примеры таких вопросов:

— Расскажите о случае, когда вы не были согласны с руководителем.

— Расскажите про фейл, который случился с вами на работе.

— Расскажите о случае, когда вы проявили инициативу.

По английскому названию behavioural questions можно найти сотни вопросов. Невозможно заранее подготовить ответы на все, но это и не нужно: 3–4 разные хорошо составленные истории позволят ответить почти на любой вопрос. Например, случай, когда вы не согласились с руководителем, отлично подойдёт и для общего вопроса о том, как вы не согласились с одним из членов команды.

Вопросы про опыт. Такие вопросы — ваши лучшие друзья. Через них нанимающий менеджер показывает, что ему интересно, и помогает кандидату продать свой опыт.

Иногда стоит не прямо ответить на вопрос, а предложить другую историю, которая лучше раскроет ваш опыт. Например, если меня спросят про команду на моей нынешней работе — а она небольшая, — я лучше расскажу про более многочисленную команду с предыдущей работы.

Перед ответом на вопрос, который вам раньше не задавали на собеседованиях, полезно сделать паузу. Спросите себя: что интервьюер хочет понять о вас, задавая этот вопрос?

Какой опыт подойдёт в качестве кейса

Не всегда собеседующий вас человек может в процессе интервью узнать все релевантные детали вашего опыта. О некоторых придётся рассказывать самостоятельно. Для этого сначала выясните, что интересно интервьюеру. Спросите главное: «Какие у вашего проекта/компании актуальные вызовы и сложности? Какие из них вы предполагаете решить с помощью нового сотрудника?»

Подобный вопрос сыграет вам на руку и подкупит интервьюера вашей инициативой и желанием помочь. Ещё это подскажет, какие детали из опыта лучше упомянуть в своих кейсах.

Иногда на интервью с нанимающим менеджером я прошу его рассказать, кого и для каких задач он ищет. Это полезно, если текст вакансии был общим. Так вы узнаете о текущих вызовах, сможете вспомнить релевантные кейсы и на примерах рассказать, как принесёте пользу.

Артём Коняев, менеджер продукта