Журнал / герои

Радикальный тайм-менеджмент студентов ШАД

«Будет сложно, вам понравится» — таков официальный девиз Школы анализа данных, где студенты два года изучают компьютерные науки и осваивают актуальные профессии, связанные с машинным обучением и big data.

«Будет сложно, вам понравится» — таков официальный девиз Школы анализа данных, где студенты два года изучают компьютерные науки и осваивают актуальные профессии, связанные с машинным обучением и big data. На практике, ШАД — это учеба, дедлайны и снова учеба, а иногда еще стажировки и работа парт-тайм. Сказать, что студенты сильно загружены, — ничего не сказать. Мы поговорили с ШАДовцами о том, как они стараются все успевать, что происходит, когда им это не удается, как планируют свое время и какие лайфхаки тайм-менеджмента используют.

Александра Волохова: «У меня есть маленькая хитрость, как совсем не сойти с ума от постоянной нагрузки»

Я учусь на втором курсе в ШАДе и на пятом курсе Физтеха на кафедре анализа данных. Я бы не сказала, что я успеваю все, что мне хотелось бы. В ШАДе большая нагрузка, и практически все мое время уходит на учебу. Я редко занимаюсь чем-то другим. Но как-то так получается, что эта учеба приносит мне огромное удовольствие.

Не нужно заморачиваться и говорить себе «я ничего не успеваю», это только расстраивает.

Лучше понять, что тебе действительно хочется делать, и этим и заниматься. Это правило работает как в целом, так и в частности. В целом я, например, решила, что мне хочется учиться в ШАДе и тратить на это много времени. Но возникают частные конфликты типа: «мне хочется спать, а у меня дедлайн», «мне хочется погулять с друзьями, а у меня дедлайн», «мне хочется сходить в театр, а у меня дедлайн». Это всегда сложный выбор, и я часто делаю его в пользу учебы.

Честно признаюсь, я не уверена, что это всегда хорошо. Но у меня есть маленькая хитрость, как совсем не сойти с ума от постоянной нагрузки: нужно понемногу добавлять в свой день маленькие радости. Я, например, люблю гулять. Конечно, у меня нет времени, чтобы просто пойти пройтись по Москве. Но когда я в хорошую погоду иду от общаги до метро или от метро до ШАДа, я любуюсь осенними деревьями, радуюсь солнышку, или снегу, или чему-нибудь еще. Это очень маленькие прогулки, но они придают мне сил.

Еще я чувствую потребность в общении, но у меня очень редко получается выкроить время, чтобы встретиться с друзьями. Но зато в ШАДе я болтаю с ребятами и преподавателями перед лекциями, и у меня там появляются друзья, с которыми я вижусь постоянно.Мне кажется, это очень здорово, когда человек получает удовольствие от того, чем занимается, даже если это что-то сложное и требует много сил и времени. Лично я стремлюсь к такому состоянию. И мои маленькие радости очень помогают мне в достижении этой цели.

Роман Ушаков: «Хочу получить суперспособность — никогда не спать»

Я учусь на четвертом курсе Физтеха и на втором курсе ШАДа, а еще какое-то время проходил стажировку в группе исследований компьютерного зрения Яндекса.

Особенно тяжело в ШАДе в дни и ночи перед дедлайнами. Так что для меня главное в любом учебном процессе — понимать, зачем я получаю знания и где они мне пригодятся.

У меня нет цели получать хорошие оценки ради оценок, что существенно облегчает жизнь и сохраняет нервы.

В ШАДе очень-очень много интересных курсов, но для себя я выбрал какое-то подмножество предметов, которые мне особенно близки. Еще помогает не ходить на все лекции, а смотреть видеозаписи. Такой подход получается более персонализированным. Можно воспринимать материал с удобной скоростью (обычно 1.5-2x) и не нужно тратить время на дорогу. Ну а вообще, если бы у меня была возможность выбора суперспособности, то я бы хотел никогда не спать.

Даниил Поляков: «Можно вести поминутный дневник дня»

Я учусь в ШАДе и на первом курсе магистратуры кафедры анализа данных в МФТИ. Сейчас у меня оказалось немного свободного времени, и я мог бы взять дополнительные курсы или выйти на работу парт-тайм, но решил уделить его науке: хожу на семинары научных групп, читаю, что происходит в разных областях, стараюсь общаться с научными руководителями. Моя цель — понять, какие задачи решает научное сообщество, чтобы найти в нем свое место.

В ШАДе невозможно учиться без календаря дедлайнов. В нем все хорошо видно, ничего не нужно держать в голове, ты всегда в курсе ключевых дат. У меня есть ещё один лайфхак. Перед выполнением большой задачи нужно постараться поставить на нее свой личный дедлайн. Если не ограничивать время выполнения задачи, то она съест вообще все свободное время.

Есть еще один способ оптимизации времени выполнения задач — можно вести поминутный дневник дня, записывать детально, что делал в течение дня с точностью до минуты. Цель такой странной деятельности — увидеть, какие задачи ты выполняешь крайне неэффективно, испугаться, что так много времени уходит непонятно на что, и заняться оптимизацией.

Важным навыком становится умение погружаться в состояние потока и фокусировать мозг на нужных задачах.

Этому очень мешают мессенджеры. Для мозга они гораздо более легкий способ получения удовольствия, чем, например, решение задач по программированию или математике. Но это не самое страшное. Негативным влиянием мессенджеров является постоянное переключение контекста, это ресурсозатратная операция, после возвращения к решению задачи нужно снова тратить время на включение в контекст происходящего.

Анастасия Павловская: «Свободное время на хобби остаётся, но я думаю, что это ненадолго»

Я учусь на первом курсе в ШАДе на направлении Data Scientist и на пятом курсе ФУПМ МФТИ. Пока что девиз Школы анализа данных себя полностью оправдывает: уже тяжело, но очень нравится! За месяц сложно понять, насколько хорошо я справляюсь, но зато уже вижу, что учиться в ШАДе безумно интересно.

Обучение выглядит очень гармоничным. С одной стороны, много времени уделяется развитию конкретных практических навыков, а с другой стороны, решение заданий требует большого умственного напряжения. Не могу выделить предмет, который даётся сложнее всего, однако в целом подготовка заданий требует очень много времени. Пока что свободное время на хобби остаётся, но я думаю, что это ненадолго.

Иван Терентьев: «Наладить жизнь — но, может быть, в следующем семестре?»

Я учусь на первом курсе магистратуры ФКН ВШЭ на программе «Науки о данных». Мое направление называется «Анализ интернет-данных», а в ШАДе я выбрал отделение разработки машинного обучения. В первом семестре я должен сдать четыре обязательных курса, но интересных и нужных курсов намного больше, поэтому изначально я замахнулся вообще на шесть.

Сдать такое количество могут только сверхлюди, так что один курс я, конечно, уже бросил, да и без него едва успеваю. Немного давит постоянное чувство надвигающихся дедлайнов, особенно когда студенты вокруг сдают задания в первые дни, а ты делаешь всё за несколько дней до дедлайна. Не могу представить, как некоторым удаётся одновременно с этим работать полный рабочий день.

Кто-то скажет, что может спать меньше шести–восьми часов в сутки, но я ему не поверю.

Если же получается спать меньше, то только в ущерб здоровью, что допустимо на короткой дистанции, а у нас в ШАДе марафон — нужно продержаться два года.

Времени на жизнь вне ШАДа не остаётся вовсе. В ущерб учёбе ищу летнюю стажировку и планирую съездить на хакатон. Надеюсь, что это не будет ошибкой. Я чувствую необходимость общаться с другими людьми, наладить личную жизнь, но понимаю, что сейчас не лучшее время. Быть может, в следующем семестре?