Журнал / герои

Как освоить три профессии в 20 лет и учиться в двух местах одновременно

За два года Стас Орловский прошёл курсы Python-разработчика и менеджера проектов в Яндекс Практикуме, параллельно работая и обучаясь в университете. Поговорили со Стасом о его пути и поисках себя

Когда ты впервые задумался о смене профессии?

В 18 лет я поступил в университет в Санкт-Петербурге — на строительную специальность. Я хотел изучать что-то техническое и применимое в реальной жизни. Со временем я стал замечать, что программа обучения на несколько десятков лет отстаёт от того, что действительно происходит в сфере. А после посещения строительной площадки и разговоров с профессиональными строителями я окончательно понял, что выбранное направление — не то, чем я хочу заниматься.

Тогда я сосредоточился на поиске популярной и перспективной сферы, которая была бы мне интересна. После недельного ресёрча пришёл к программированию. На тот момент я был знаком с ним только на школьном уровне.

Я чётко понимал, что сложность у профессии разработчика колоссальная. Не получится выйти на работу через 2–3 месяца учёбы. Но меня зацепила мысль, что я смогу создать продукт, которым будут пользоваться люди. Меня будоражило осознание, что я сделаю хотя бы кнопочку в приложении, на которую ежедневно будут нажимать тысячи людей.

Тебе не было страшно?

Было, конечно. Особенно когда понял, что мне абсолютно не нравится направление в универе и хочется всё бросить и развиваться в другой сфере. Я мог продолжать жаловаться, что попал в такие обстоятельства. Либо мог приложить усилия и попытаться выйти из этой ситуации.

Сначала я хотел перевестись на информационное направление внутри вуза. Но мне бы пришлось закрыть большую академическую разницу, чтобы не быть отчисленным. Поэтому я продолжил учиться на строителя и параллельно изучал программирование в Практикуме.

Стас Орловский
Стас Орловский

Как проходило обучение? Что понравилось больше всего?

Я выбрал курс «Python-разработчик плюс». Меня больше интересовал бэкенд, внутренняя логика приложений, чем их внешний вид. Python на тот момент считался самым простым и популярным языком для входа в программирование.

Обучение длилось девять месяцев. Оно делилось на тематические модули, а они — на спринты по две недели. Один спринт состоит из нескольких уроков в текстовом формате, после которых студенты сдают проект на код-ревью. Его проверяет ревьюер — опытный разработчик, который комментирует каждую строчку кода. Пока он не будет доволен качеством задания, студент не сможет перейти к следующей теме. Мои проекты проходили по три-четыре итерации, но мне такой подход нравился: приходилось действительно разбираться в теме, не было возможности просто пролистывать уроки.

Студентов объединяли в потоки по 150 человек. Для нас создавалось сообщество в специальном внутреннем мессенджере, где мы общались между собой и с куратором курса — он поддерживал нас и напоминал о дедлайнах. Я до сих пор в контакте с сокурсниками, с кем-то даже удалось познакомиться в реальной жизни. Кстати, некоторые ребята уже занимают позиции мидл-плюс- и сеньор-разработчиков. Мне кажется, что Практикум создал действительно классное сообщество единомышленников.

Во время учёбы можно взять академический отпуск. Если ты не укладываешься в дедлайн, можно перевестись в группу, которая начала обучение на две недели позже, и продолжить с ними. Так разрешают сделать два раза за курс — потом студент будет отчислен. Поэтому я считаю, что перед обучением нужно чётко оценивать силы и быть готовым тратить больше времени, чем указано на странице курса. Я занимался и на парах в университете, и дома, иногда по 7–8 часов в выходные.

Как быстро ты нашёл работу после Практикума?

Я начал искать работу или стажировку за пару месяцев до окончания курса. Это было два года назад, и тогда все говорили, что в программисты попасть нереально. Что сфера переполнена, этот пузырь лопнет, даже не пытайтесь. Я подумал, что составлю резюме и буду откликаться на вакансии. У меня даже не было цели устроиться: я хотел походить на собеседования, чтобы получить опыт и перебороть страх перед интервью до конца обучения.

Я обратился за помощью к специалисту в сфере Python-разработки и на трек трудоустройства в Практикуме. Там мне помогли выделить нужные компетенции и составить грамотное резюме. Затем я много откликался на HeadHunter — и на первый же отклик получил ответ с приглашением на собеседование. Я тогда не ответил на несколько важных вопросов, но всё равно прошёл. Через несколько месяцев работы я спросил, почему из всех кандидатов выбрали именно меня.

Мне ответили: «Ты вытащил на софтах. Мы поняли, что если где-то ты по хардам просаживаешься — мы тебя подтянем, но зато с тобой будет приятно взаимодействовать». Получается, важно соблюдать баланс между софт- и хард-скилами. Ты можешь быть крутым программистом, обгонять по производительности Марка Цукерберга во времена его обучения в университете, но если ты не можешь поймать коннект с людьми, будет тяжело. Поэтому совет: однозначно стоит прокачивать софт-скилы, это действительно важно.

А как ты совмещал работу и университет?

Мне нужно было совмещать 4–5 пар и восьмичасовой рабочий день, чтобы выполнять план в компании. Поэтому я работал в университете: отсаживался на последние парты, договаривался с преподавателями, чтобы они не обижались, а после пар шёл в коворкинг и работал там ещё 5–6 часов. Во время сессии просил выходные на работе, чтобы сдать все долги в университете, и предлагал вычитать эти дни из моей зарплаты.

Чтобы функционировать в таком ритме, я соблюдал режим сна, ходил в спортзал и бассейн 3–4 раза в неделю, использовал «метод помидора», когда нужно было заставить себя что-то сделать, чётко планировал время, не сидел в соцсетях больше 10–15 минут. Спойлер: ничто из этого не спасло от выгорания. В какой-то момент я открыл код и понял, что от одного его вида мне плохо. Тогда я уволился из компании и взял перерыв от программирования на месяц.

Этот детокс мне помог. У меня снова появилось желание что-то делать и развиваться дальше. Я понял, что очень важно грамотно подходить к отдыху и восстановлению, не взваливать на себя слишком много. Мы не железные.

И что ты решил делать дальше?

Я начал искать новую работу. При этом я понимал, что если сейчас снова пойду на восьмичасовой рабочий день, то смогу зарабатывать больше. Но это не защищает меня от повторения прошлого сценария.

Я нашёл вакансию на Практикуме: на новый курс по Python-разработке для подростков требовались преподаватели. Занятость — 2,5 часа в день. Меня взяли. Мне кажется, это очень символично: чуть больше чем через год я устроился туда, где первый раз вообще узнал о языке Python.

На новой должности я понял, что мне нравится общаться с людьми. И я задумался: кто в IT-сфере руководит людьми и налаживает рабочие процессы? Окей, это менеджер проектов. Так я пошёл на следующий курс.

Круто! А чем различаются курсы «Менеджер проектов» и «Python-разработчик»?

На курсе менеджмента мы чаще работали в командах. К нам приходили сотрудники Практикума и отыгрывали роли заказчиков, а на воркшопах мы с наставником разбирали сложные кейсы.

Ещё на менеджерском курсе, в отличие от программирования, ты вряд ли столкнёшься с ситуацией, когда не сможешь сдать домашку из-за полного незнания. Это более понятные материи. Если задание — составить план для команды разработчиков, ты понимаешь, как его оценивать в днях, планируешь риски. На Python-курсе гораздо чаще пребываешь в состоянии, когда можно сдаться.

Сейчас ты учишься в универе, проходишь курс в Практикуме и работаешь. Как ты всё успеваешь? Не боишься снова столкнуться с выгоранием?

Я не отрицаю, что могу оказаться в таком состоянии ещё раз, но сейчас ситуация отличается — по двум причинам.

  • Расстановка приоритетов. Я знаю, что успевать везде невозможно, одна из сфер всегда отходит на второй план. Для меня эта сфера — университет. Я понимаю, что не хочу связывать свою жизнь со строительством, поэтому не трачу много сил на учёбу там.
  • Удовольствие от того, чем занимаюсь. Мне нравится учиться и работать в Практикуме. Выполнять задания на курсе проджект-менеджмента или писать домашки для курса по Python для меня не слишком сложно.

Как тебе кажется, менеджер проектов — это конечная точка? Или будешь пробовать что-то ещё?

Я не заявляю, что проектный менеджмент — конечный пункт на моём профессиональном пути. Хочется верить, что я продолжу развиваться в IT, так как мне безумно интересны технологии. А чем конкретно в этой сфере буду заниматься — время покажет. Пока получаю знания, в любом случае это всё очень полезно.

Методом проб и ошибок я подбираюсь к тому, где могу быть полезен, где у меня действительно получается. В 18 лет я ткнул пальцем в небо. Нужно пробовать что-то новое, понимать, какие результаты возможны. Мне 20 лет — когда, если не сейчас? Я не считаю, что уже должен зарабатывать миллионы долларов и быть суперуспешным. Но это отличный возраст, чтобы искать себя и реализовываться.

У Стаса есть телеграм-канал, где он делится полезными ссылками — а ещё рассказывает о своём пути и шутит про IT.

Как думаешь, что нужно изучать, чтобы оставаться в тренде?

Следить за флагманами в мире техники. По новинкам от Apple, Samsung и других крупных технических компаний можно понять, в какую сторону развиваются технологии и что ждёт в ближайшем будущем.

Изучать рынок нейросетей. В последний год эта область переживает бум, благодаря чему даже появилась новая профессия — AI-тренер. И хотя кажется, что ИИ уже всё умеет, есть ещё много вещей, которым его можно обучить.

Мониторить обновления в языках программирования. Сфера разработки остаётся актуальной отчасти за счёт постоянных изменений. Для тех, кто хочет преуспеть в ней, важно не пропускать ни одной новинки.