Журнал / польза

Как осваивать много информации и не выгорать

Советы о том, как справляться с учёбой — в университете и за его пределами.

Радослав Нейчев, автор и преподаватель курсов по машинному обучению в МФТИ и магистерской программы “Современные методы искусственного интеллекта”, запущенной в партнерстве с Яндексом, составил инструкцию по тому, как учиться в мире, где объём информации экспоненциально растёт, а знания быстро устаревают.

Его советы помогут вам выработать собственную учебную стратегию, если вы попробуете применить и адаптировать их для решения своих задач: в университете, на работе или на дополнительных курсах.

Совет 1. Структурируйте работу

В университете часто приходится работать с огромным количеством материала по разным предметам — иногда совсем не связанным между собой. Пока вы учитесь в вузе, вам будут ставить масштабные и общие задачи, например изучить функциональный анализ или теорию групп. К учебным материалам по таким темам может быть страшно даже подступиться, и если вы оттянете учёбу, то вам всё равно придётся всё осваивать — причём в более сжатые сроки. Как помочь себе в такой ситуации? 

Научитесь разбивать сложные задачи на простые подзадачи и планируйте время на выполнение каждой.

Прочитайте введение учебника или статьи и разберитесь с основными понятиями. Посмотрите список тем. Все ли из них вам нужны? Скорее всего, есть основные, самые важные для освоения курса. 

В этом может помочь простой метод декомпозиции, который называют методом Фейнмана (он описан в его книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман»): когда вы разбираетесь в какой-то теме, вам нужно сначала честно составить список того, что вы в ней не знаете. Фейнман подготовил такой чек-лист во время работы над диссертацией и отказывался выходить на защиту, пока тот не стал пустым. Отказ от выступления — это, конечно, совсем радикальная мера, но такой список точно поможет оценить объём работы, которая вам предстоит. Составляя его, не забудьте отметить, зачем вам нужно разобраться с той или иной темой: например, чтобы запустить стартап, написать диссертацию или закрыть учебный курс.

Учитывайте свои образовательные особенности и привычки, когда структурируете учёбу.

Полезно разбивать работу на разные по интенсивности части, требующие от вас разных усилий, — это позволит вам учиться в разных ресурсных состояниях. Например, когда вы немного устали, вы можете порешать примеры, которые вы уже разбирали и которые у вас в общем хорошо получаются. Ещё важно знать, сколько времени вы способны активно заниматься какой-то из задач. Не стоит себя пересиливать: если вы знаете, что после часа сосредоточенной работы вам нужна передышка, то обязательно сделайте её.

Не выпадайте из контекста. 

Не стоит отвлекаться и брать паузу, когда вы дошли до решения сложной задачи и ваш мозг полностью сосредоточен на ней. Если вы поймали это состояние, лучше доведите дело до конца, а потом отдохните. Конечно, перерывы нужны, но они не должны сильно менять контекст. Не используйте перерывы для переключения на другую информацию (на соцсети, новости и т. д.), потому что потом вам придётся заново погружаться в тему. Лучше поделайте то, что не требует от вас фокусировки внимания, например физические упражнения или бытовые дела. Кроме того, бывает полезно устроить себе информационную депривацию — отключить любимые каналы с мемами и не выходить в соцсети.

Настройте себе рабочее окружение и разберитесь с основными инструментами, которые вам понадобятся.

На эту настройку уйдёт какое-то время, зато потом вам не придётся отвлекаться на мелочи. Даже мелкие неудобства могут накапливаться и тормозить большие процессы или просто сильно раздражать. Разберитесь один раз и не мучайтесь: настройте освещение, уберите мусор и выберите нормальный стул. Скачайте среду разработки, в которой вам будет удобно работать с кодом, или установите раскладку, где есть нужные вам специальные символы. 

Совет 2. Объединяйтесь друг с другом

Хорошее рабочее окружение — это не только настроенное ПО и удобный стул, но и люди, с которыми вы общаетесь во время учёбы. Решать задачи сообща — это очень важное умение: в одиночку генерировать и отбирать удачные идеи сложнее. К тому же в команде у вас не будет чувства, что вы тянете весь груз ответственности только на себе. А если вы сделаете перерыв и уедете в отпуск или у вас будет завал по учёбе, то работа не встанет: ведь люди в команде поддерживают друг друга. 

Общаясь с людьми, у которых схожие интересы и цели, вы в каком-то смысле продолжаете учиться, усваиваете новый опыт и делитесь своим.

Совет 3. Продолжайте учиться 

Неважно, кто вы: школьник, студент, совмещаете обучение с работой или уже выпустились, — не переставайте учиться тому, что вам интересно. 

Проходите онлайн-курсы, посещайте митапы, конференции и другие мероприятия.

Учитесь тому, что вам кажется актуальным или просто любопытным. Вы можете наткнуться на тему, которая пока не кажется перспективной: за неё не повысят зарплату, по ней сложно написать статью в известное издание, она не очень полезна здесь и сейчас. Однако она может выстрелить лет через десять — а в худшем случае вы просто получите удовольствие, пока будете ей заниматься.

— Изучайте не только теорию, но и то, как она создавалась. 

Изучайте практические наработки: например, если вы разработчик, загляните в код библиотек, посмотрите на имплементации моделей.

Так, большинство программистов работает с Git, но некоторые не пользуются ничем, кроме git push и git pull, и не знают, как устроен этот продукт. Занятия по этой теме есть в замечательном курсе от преподавателей MIT — «The Missing Semester of Your CS Education». Они позволят вам научиться использовать больше функций Git и оптимизировать свою работу.

Полезно будет почитать и стайл-гайд по написанию кода. Так, у Google есть референс для разработчиков, который почти любой человек с навыками программирования может освоить за пару дней: выбрать главные пункты, обдумать и записать их, а потом обращаться к ним при написании кода. То же самое касается и технической документации. По этой теме есть материал «Technical Writing Guide». Он читается за три-четыре часа, зато потом можно писать блог-посты и документацию куда угодно. 

Реализуйте и дорабатывайте решения самостоятельно.

Прочитать — хорошо, разобраться в коде — отлично, но лучше всего попытаться самостоятельно доработать чужое решение. Так вы приблизитесь к тому уровню понимания, который сопоставим с уровнем опытных разработчиков или специалистов в вашей области, если вы занимаетесь чем-то другим. 

Сразу разбирайте сложные и непонятные моменты, например формулы или методы решения. 

Если вы что-то не поняли, не оставляйте это на потом — и тем более не стоит бездумно копировать чужие решения. Для тех, кому не хватает технических навыков в программировании, пригодится курс «The Missing Semester of Your CS Education», о котором уже говорилось выше: в нём преподаватели MIT объясняют на пальцах многие сложные понятия.

Совет 4. Следите за новыми технологиями и достижениями и фиксируйте их

Нефундаментальные знания быстро устаревают — особенно в сфере разработки и машинного обучения, где даже state-of-the-art-модели мгновенно начинают использоваться в компаниях. Поэтому важно внимательно следить за новыми изобретениями и подходами, успевать за тем, как развивается индустрия.

— Читайте статьи и блоги компаний. 

Выберите компании, работа которых вам особенно интересна, и следите за ними: они могут вести собственные соцсети и блоги или, например, делать публикации на «Хабре».

Старайтесь отводить на чтение статей фиксированное время: читать что-то новое полезно и интересно, однако не стоит с этим переусердствовать.

Заведите привычку делать заметки, обзоры на статьи, лекции и курсы. 

Делайте это хотя бы раз в несколько месяцев, выделяя наиболее интересные моменты. Это отлично структурирует мысли. К тому же при желании можно развить собственный блог: например, как у Себастьяна Рудера из DeepMind.

Проставляйте ссылки на исходные материалы, когда ведёте конспекты, и структурируйте записи. 

Так у вас будет возможность полностью восстановить ассоциативный ряд даже спустя какое-то время. Для таких целей есть бесплатный софт, например Obsidian, где можно строить семантические связи, или Notion, в котором можно вести конспекты с разными врезками. А дополнительный плагин для Obsidian под названием Juggl позволяет простраивать связи разных типов, и с его помощью можно даже создать маленькую персональную «Википедию».

Совет 5. Позаботьтесь о себе

От постоянной учёбы можно легко выгореть, особенно если вы совмещаете её с работой. Не забывайте заботиться о себе, иначе потом придётся потратить много времени и сил на восстановление.

Знайте свой организм и следите за его состоянием. 

Например, нехватка витаминов сильно влияет на когнитивные способности — и вы не узнаете о ней, пока не сдадите анализ крови. Кроме того, важно не лишать себя физической активности. Даже простая прогулка в парке — это хорошая передышка для мозга и нагрузка после долгого сидения за компьютером.

Наладьте режим и не забывайте о хобби.

У «зомби» очень низкая эффективность труда. Пусть у вас будут занятия, на которые вы можете переключиться после учёбы и работы. Кто-то устраивает чайные церемонии, кому-то нравится ухаживать за растениями или красиво обустраивать дом. Не нужно бояться заниматься какими-то приятными и простыми вещами, если они вам действительно нравятся. 

Следует понимать, что учёба — это марафон, а не спринт. Поэтому нужно относиться к себе бережно: так, как будто вы бежите длинную дистанцию, восстанавливать дыхание и силы. Ещё важно хорошо знать себя, свои привычки и особенности и учитывать их, когда вы планируете учёбу. Так вам не придётся себя пересиливать и вы сможете испытывать от получения знаний подлинную радость.