Журнал / польза

Как давать и получать обратную связь

Фидбек как инструмент роста разработчика.

Обратная связь в работе — мощный инструмент, который помогает профессионально расти и быстрее приходить к цели. Хорошая обратная связь показывает человеку сильные и слабые места в работе и усиливает его мотивацию. Плохо продуманная обратная связь, в виде упрека или неконструктивной критики, наоборот, может демотивировать человека, выбить из колеи и разрушить отношения с ним. Код-ревьюер на курсе «Мидл Python-разработчик», инженер-программист компании «НПО РусБИТех» Анна Симакова рассказала о принципах хорошей обратной связи, которые нужно знать каждому, дала схему правильного фидбека и объяснила, как принимать обратную связь, чтобы было полезно, а не обидно.

​Анна Симакова
​Анна Симакова

В разработке есть разные форматы, с помощью которых можно давать обратную связь команде или отдельному человеку: код-ревью, ретроспектива, перформанс-ревью, встречи один на один. У каждого из них есть свои особенности. В этой статье я расскажу об общих принципах хорошей обратной связи и дам советы, которые подходят для любого формата.

Мы рассмотрим обратную связь с двух сторон: каких правил стоит придерживаться, когда обратную связь даете вы, и как следует воспринимать обратную связь, которую дают вам.

Принципы эффективной обратной связи

Я очень хорошо помню своего первого наставника, его обратная связь была для меня как спасательный круг, помогающий выбраться из огромного потока информации, который обрушился на меня в начале карьеры. На его примере я сформулировала принципы правильной обратной связи, которых сейчас и сама придерживаюсь.

Помните о цели. Когда вы даете обратную связь, ваша задача — помочь человеку в достижении его целей. Не указать на ошибки, не покритиковать, а помочь улучшить его работу. С таким подходом обратная связь будет развивать человека, а не демотивировать.

Уважайте собеседника. Любая обратная связь должна быть подана уважительно и доброжелательно. Никакой агрессии и снобизма.

Будьте конкретны. Обратная связь должна быть содержательной: если хвалите — обоснуйте, за что. Если указываете на «костыли», объясните, почему это «костыль», а не «элегантное и единственно верное решение».

Будьте объективны. Ваши слова должны быть подкреплены не только вашим опытом и профессионализмом, но и дополнительными материалами, фактами и ссылками, с помощью которых человек сможет подробнее познакомиться с тем, о чем вы говорите.

Например, при работе ревьюером я часто ссылаюсь на стандарты разработки, принципы проектирования или приемы написания кода, чтобы подтвердить, что это не просто мое субъективное мнение.

Оценивайте работу, а не человека. Когда вы даете обратную связь, говорите о конкретной задаче, проделанной работе, а не о самом человеке. Не используйте фразы типа: «Ты неправильно сделал», «Ты всегда…», «У тебя тут проблема». Вместо этого лучше говорить: «Эта задача выполнена не так, как мы договаривались», «Предлагаю решить эту задачу немного по-другому».

Подталкивайте к действиям, но не давайте готовое решение. Обратная связь должна давать толчок к самостоятельным действиям: найти недостающую информацию, применить ее, довести задачу до статуса «Решена». Иногда можно дать наводку на правильный ответ, но не следует сразу давать готовое решение. Обратная связь — хороший инструмент для того, чтобы учиться самостоятельности.

Как правильно давать обратную связь

Я рекомендую давать обратную связь по такой схеме:

— Найдите положительные стороны: выделите в работе сильные места, отметьте их, похвалите человека.

— Оцените работу конструктивно: если вы видите слабые места или недочеты, уважительно укажите на них, предложите, как можно улучшить работу, если возможно, подкрепите слова фактами, ссылками на источники.

— Предложите возможные пути решения проблемы: если у человека есть трудности или вопросы, подскажите, где можно найти ответы, как подступиться к проблеме, какой может быть первый шаг, подтолкните человека к решению.

Пример. Представим, что вы даете обратную связь по итогам недели: (1) У тебя отлично получилась первая задача, классное решение! Занесем его в нашу базу знаний. (2) Я посмотрела твой код, все работает правильно, но обычно мы оформляем его немного по-другому. Посмотри, пожалуйста, пункт № 5 в документации, там подробно все описано. (3) Я вижу, что третья задача пока идет медленнее, чем мы рассчитывали. Когда-то мы делали похожий функционал, посмотри [ссылка на проект], как мы его реализовали, возможно, это поможет с твоей задачей.

Как правильно принимать обратную связь

Будьте открыты. Когда вы получаете обратную связь, старайтесь воспринимать ее как помощь. Если это фидбек на работе, скорее всего, за ним стоят добрые намерения: коллеги хотят помочь вам и проекту, над которым вы работаете. Если вы открыты к обратной связи, то она становится инструментом роста.

Помните, что оценивают не вас, а вашу работу. Помните, что это оценка не вас как человека, а вашей работы, конкретной задачи. Так воспринимать обратную связь будет легче.

Обсуждайте пункты, с которыми вы не согласны. Если вам не понравилось что-то в обратной связи, не стоит нервничать и ругаться. Постарайтесь аргументированно объяснить, с чем именно вы не согласны, и подкрепите ваше мнение реальными кейсами. Если вам не совсем понятна другая точка зрения, вы всегда можете уточнить и попросить дополнительные примеры. В споре рождается истина — об этом не стоит забывать.

Выслушивать обратную связь не всегда легко, поэтому я рекомендую воспринимать ее так:

— Внимательно выслушайте человека. Будьте открыты, фокусируйтесь на том, что он хочет вам помочь.

— Убедитесь, что человек, дающий обратную связь, компетентен в вопросе, который вы обсуждаете.

— Если вам кажется, что он некомпетентен, стоит задать ряд вопросов по теме, по которой он дает обратную связь. Эти вопросы помогут вам понять, правильно ли вы его поняли, а ему — разобраться, полезный ли совет он дает.

— Если человек компетентен, подумайте, как полученная информация может вам помочь улучшить работу.

— Определите, что в обратной связи для вас будет полезно, и постарайтесь применить это на практике.

— Закрепите полученные знания и в будущем старайтесь не повторять ошибок.

Обратная связь — классный инструмент развития: она помогает увидеть работу другими глазами, услышать и использовать свежие решения, замотивировать человека. Корректная, доброжелательная обратная связь поможет вам развиваться и выполнять задачи эффективнее.