Ищем вдохновение в великом: как начать слушать классическую музыку

Классическая музыка известна шедеврами и громкими именами. Кажется, подступиться к ней непросто. Разбираемся, так ли это

История классической музыки насчитывает 16 веков. Масштабы одновременно впечатляют и пугают. Даже у нашей редакции были предрассудки: казалось, чтобы понять такую музыку, от слушателя потребуются значительные усилия. Но для наслаждения классикой не нужно осваивать научную дисциплину. Флёр академичности и сложности только мешает.

Ваш опыт прослушивания музыки ценен вашими эмоциями, мыслями, впечатлениями. Они не могут быть неправильными и ненаучными. Слушатель активно создаёт музыкальный смысл. Его индивидуальный опыт не менее значим, чем замысел композитора.

Погрузитесь в контекст

Раньше музыка сопровождала события: например, Бах значительную часть произведений написал для богослужений и церковных праздников. Вивальди и Моцарт придумывали мелодии для отдыха состоятельных заказчиков, концерт воспринимался как светское событие.

Прослушивание музыки в одиночестве — относительно новая практика. Когда мы слушаем её в наушниках, музыка не создаёт атмосферу для события, а сама становится им. Поэтому постарайтесь в процессе увидеть ситуации, в которых звучала старинная музыка. Представьте людей, которые её слушали, их чувства и ожидания, вникайте в нюансы исполнения. Это сделает прослушивание увлекательным и наполненным.

Если вам что-то понравилось, найдите больше информации: прочитайте биографию композитора, ознакомьтесь с творчеством его коллег, приятелей и соперников. Затем поищите очерки музыкальных критиков и разборы произведений: в качестве источников подойдёт Википедия, другие онлайн-энциклопедии, сайты филармоний и концертных залов. С уважением относитесь к чужой экспертизе, но не бойтесь ставить её под вопрос. В музыке мало объективных трактовок. Поэтому вы можете легко высказывать своё мнение.

Слушайте больше

Наслушанность — объём опыта взаимодействия с музыкой и знаний о ней. Чем она выше, тем больше нюансов вы сможете заметить. Хорошая наслушанность может изменить предпочтения: вы увидите взаимосвязи между произведениями одной эпохи, отсылки к более ранним произведениям или историческим событиям.

Не бойтесь использовать классику в вашей жизни. Уборка дома под Рахманинова — почему бы и нет?

Что слушать?

Звучание каждого периода классики имеет свои особенности. Барокко — серьёзная изобретательная музыка. Классическая эпоха делает ставку на галантность и ясное звучание. Романтизм — настоящая буря чувств. Новая музыка отличается смелыми, часто радикальными экспериментами. Начинайте с эпохи, которая лучше соответствует вашим интересам. Или послушайте композиции из разных времён, чтобы сориентироваться.

Барокко. В церкви звучит проникновенный орган. Светская музыка отличается величественностью и изящностью. В моде контрапункт, сложное сплетение мелодий в единый узор. Основная музыкальная форма — сюита, набор ярких композиций с разным настроением, чередованием энергичных и неспешных частей.

Что слушать?

«Хорошо темперированный клавир» и Бранденбургские концерты Иоганна Себастьяна Баха;

«Времена года» Антонио Вивальди;

Сарабанду из сюиты № 4 ре минор Георга Фридриха Генделя.

Классический период. Золотой век классики, время появления наиболее известных сейчас композиций. Серьёзность барокко уходит из моды. Небольшие ансамбли исполняют галантную живописную музыку. Оркестровые симфонии достигают апогея мощи и ясности. На передний план выходит исполнительское мастерство.

Что слушать?

«Реквием» и Сонату для клавира № 16 Вольфганга Амадея Моцарта;

Сонаты для фортепиано № 8, 14 и 23 Людвига ван Бетховена;

Симфонию № 94 и Струнный квартет op. 76 № 3 Йозефа Гайдна.

Романтизм. Ключевые ценности периода — сильные искренние эмоции, психологизм. Музыка становится ярче, громче, драматичнее. Численность оркестра доходит до 150 человек. Композиторы используют народные мотивы и пускаются в эксперименты. Апофеоз стиля — большая опера, музыкально-театральный блокбастер своего времени.

Что слушать?

— Оперы «Тангейзер» и «Летучий голландец» Рихарда Вагнера;

Ноктюрны Фредерика Шопена;

Симфонию № 5 Петра Чайковского.

Современная музыка. Сочинители бунтуют против старых правил. В цене инновация и эксперимент. Импрессионисты пытаются поймать туманное сиюминутное настроение, экспрессионисты открывают дисгармоничное, часто обескураживающее звучание. В музыке появляется случайность, медитативность, воссоздание предыдущих эпох.

Что слушать?

Симфонию № 7 Дмитрия Шостаковича;

— Ноктюрн «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» Клода Дебюсси;

In C Терри Райли.

К классике также относят средневековую и ренессансную музыку. Советуем обратиться к ней уже после знакомства с другими эпохами. В развитии от барокко к современности чувствуется преемственность. Для более ранних этапов она не так очевидна, поэтому к григорианским хоралам и мессам Жоскена Депре лучше подходить постепенно.

Что читать?

Популярное введение в классическую музыку — книга Стивена Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки». Фрай — известный британский комик и интеллектуал. Его любят за неформальный, но уважительный тон, юмор и внимание к деталям.

Книга Ляли Кандауровой «Как слушать музыку» предлагает общие советы и справочник по классической музыке из 50 небольших глав. В другой её работе — «Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику» — повествование построено нелинейно, истории о композиторах разбиты на четыре тематические категории. Также у Кандауровой есть просветительский канал на YouTube. Обе книги снабжены QR-кодами со ссылками на произведения — можно слушать, не откладывая книгу.

Необычный взгляд на классику предлагает культуролог Артём Рондарев. В своей книге «440 герц» он исследует творчество русских композиторов через призму истории, социологии, философии. В его биографических очерках нет никакого пиетета. Задача автора — разобрать мифологию гениальности на составные части. Особенности характера, бытовые обстоятельства, политика, выдумки поклонников и биографов — Рондарев показывает, как эта подноготная влияет на производство и восприятие музыки. Вторая часть книги посвящена современным российским музыкантам. Если будет интересно, посмотрите другие музыкальные разборы автора на YouTube.

Куда идти?

Слушать живую музыку — особенный опыт. Узнайте, где в вашем городе исполняют классический репертуар. Это могут быть специальные концертные залы (актуальная подборка для Москвы), католические и протестантские храмы. Уточните расписание в самих учреждениях, на официальных сайтах или у агрегаторов. Ориентируйтесь на любимых композиторов, заинтересовавшие вас анонсы и советы более опытных знакомых.

В классике уделяют большое внимание исполнению. Одно и то же произведение можно исполнить с разной экспрессивностью и виртуозностью. Считается, что талантливые музыканты создают собственные уникальные прочтения. Некоторых исполнителей ценят за их особенное видение: например, пианистов Гленна Гульда, Полину Осетинскую или дирижёра Теодора Курентзиса.

Обратите внимание на мероприятия для новичков. Например, на концертах Московской филармонии о музыке часто рассказывает критик Ярослав Тимофеев. Присмотритесь к абонементам — сериям выступлений, которые связаны одной идеей.

Вот несколько правил, как вести себя на концерте, чтобы получить от него максимум удовольствия:

  • Найдите информацию о произведениях в интернете, на сайте учреждений или уже на месте, купив специальную программу.
  • Возьмите с собой друзей. Так у вас будет с кем обсудить услышанное. Пригласите на концерт человека, который разбирается в классике и может что-то подсказать.
  • Не опаздывайте, вас могут не пустить в зал после третьего звонка. Тогда придётся ждать окончания первого произведения.
  • Выключите звук и вибрацию телефона. Во время концерта соблюдайте тишину.