Журнал / польза

Где и как хранить свои знания: концепция «внешнего мозга»

Мы постоянно имеем дело с новыми идеями, впечатлениями, планами, списками, знаниями. Если их не зафиксировать, большинство исчезнет навсегда. Рассказываем, как создать личную базу данных и не упустить ничего важного в настоящем и будущем

Довольно часто мы не можем вспомнить содержание книги или фильма, разговора или интересной идеи, которая пришла нам в голову несколько часов назад. Память человека — очень ненадёжный инструмент. Мы можем компенсировать эту проблему с помощью технологий: создать собственную интерактивную базу знаний.

В 2022 году эту идею популяризовал эксперт по продуктивности Тьяго Форте в своей книге Building a Second Brain. Он разработал концепцию «второго мозга». Так называется система, в которой он хранит свои заметки, конспекты и всю важную информацию. Форте имеет постоянный доступ к своей базе знаний и использует её ресурсы, чтобы повысить креативность и эффективнее решать проблемы.

Для создания «второго мозга» Форте предлагает использовать один или несколько онлайн-инструментов. Эти сервисы должны работать с разным контентом, позволять легко и быстро фиксировать мысли. Также Форте даёт методологию работы с информацией. Он настаивает, что для наибольшей эффективности нужно не только работать с чужими материалами, но и писать собственные заметки. Принципы работы с ними отражены в аббревиатуре CODE: Capture, Organize, Distill, Express — удержать информацию, организовать её, извлечь суть, выразить в новых действиях.

Тьяго Форте не единственный, кто задумывался о создании индивидуальной базы знаний. Похожий проект разработал немецкий социолог Никлас Луман. Он создал систему карточек под названием Zettelkasten, «ящик с заметками». Это обширная картотека взаимосвязанных заметок, а также правила работы с ними. «Второй мозг» Форте похож на разработку Лумана, но учитывает современные реалии.

А вы сами-то пробовали? Без примера непонятно!

Опытом использования «второго мозга» с нами поделился психолог-консультант, коуч, инструктор практик осознанности Глеб Калинин. Пересказываем его историю с его слов.

Я развиваю свой «второй мозг» около восьми лет. Начал в программе The Brain, но три года назад окончательно перешёл в Obsidian. Сейчас «второй мозг» для меня не только способ быстро возвращаться к старому контенту и идеям, но и способ думать, задавать себе больше вопросов. Весь контент в моей базе связан ссылками. Необходимость добавлять эти ссылки заставляет больше размышлять над тем, что и зачем я добавляю. Главная метрика, по которой я определяю эффективность своего «второго мозга», — сколько нового контента (постов, курсов, услуг, творческих проектов) он помогает создавать.

Я могу найти транскрипцию практически любого разговора. Если мне нужно больше информации о конкретной практике, я нахожу её в своей базе за три секунды. Это создаёт среду, в которой любую идею можно развить. Также в области ментального здоровья доказано, что письменные практики имеют положительный эффект — только форматы могут различаться.

Я пробовал разные подходы и готовые фреймворки, но ни один не прижился. Моя система — органично выросший гибрид. В Obsidian я активно использую шаблоны: дашборд моего дня, заметки о человеке. Многое в моей системе строится вокруг людей, встреч с ними, лекций, подкастов, книг и курсов.

Часть контента в моей базе сгенерирована GPT-4, но я аккуратно подхожу к интеграции таких текстов — всегда специально помечаю их, проверяю факты. Я часто прошу искусственный интеллект выделить главное в тексте или проанализировать его. С помощью AI-ассистента Claude я работаю с текстами большого объёма. Например, перед просмотром видео в YouTube качаю его субтитры и передаю AI, чтобы выделить главные идеи. При помощи Whisper легко перевожу аудио в текст. Также я пользуюсь платной версией GPT-4, а в качестве списка дел использую TickTick.

При добавлении новой заметки я задаю себе следующие вопросы:

  • Дополняет ли новая заметка уже существующую мысль?
  • Противоречит ли какой-то из записей в моей базе? А поддерживает ли?
  • Можно ли совместить идеи и создать что-то новое?
  • Какие вопросы вызывает заметка?
  • Есть ли в заметке напряжение, проблемы, требующие решения?
  • Как я могу практически реализовать мысль?

Я отвечаю на эти вопросы в очень гибком формате, в зависимости от задач. Но всегда выясняю, с чем в моей базе связана новая информация. Это уже автоматический навык — и очень полезный.

Рабочее пространство Глеба в Obsidian. В левой части — список заметок и Graph View. По центру — текст заметки. Справа — календарь и отображение внутренних ссылок из текста
Рабочее пространство Глеба в Obsidian. В левой части — список заметок и Graph View. По центру — текст заметки. Справа — календарь и отображение внутренних ссылок из текста

Инструменты для создания «второго мозга»

Microsoft OneNote

У OneNote знакомый интерфейс: он позаимствован из экосистемы Microsoft (Word, Excel, PowerPoint). Сервис предлагает множество базовых функций: рисунки, таблицы, диаграммы, запись аудио, возможность диктовки текста на десктопе.

Пользователь создаёт листы — это рабочее пространство, где информацию можно добавлять в любом месте экрана. Листы распределяются по разделам и записным книжкам. Для листов есть шаблоны, но они доступны только в приложении. В веб-версии есть и другие ограничения: например, там нельзя создавать диаграммы.

Базовый план. OneNote предоставляет 5 Гб, этого достаточно для большинства задач. Если нужно больше места — можно купить подписку на годовой пакет Microsoft 365.

Notion

Notion популярен в IT из-за гибкой и разнообразной функциональности. Сервис позволяет создавать и настраивать teamspaces — пространства для совместной работы. Notion предлагает 5 тысяч шаблонов для создания страниц, а также элементы и функции, которые отображаются на странице: текст, заголовки, списки, код, сниппеты.

Базовый план. Бесплатно для персональных пользователей. Ограничение на загрузку одного файла — 5 Мб.

Evernote

Прост в освоении и предлагает оптимальный набор функций: вставку таблиц, картинок, кода, чек-листов, задач. Есть возможности для совместной работы, хотя и не такие гибкие, как у Notion. Одно из преимуществ Evernote — поиск по множеству параметров и прикреплённым файлам внутри системы. У сервиса есть удобный веб-клиппер: он переводит веб-страницу в режим упрощённого просмотра, выделяет текст и расставляет теги во время чтения. Evernote можно использовать офлайн. Многие функции доступны только по платной подписке.

Базовый план. 60 Мб загрузок в месяц, максимальный вес одного загруженного файла — 25 Мб.

Obsidian

Амбициозный сервис со множеством пользовательских настроек и функций — «песочница» для создания собственной базы знаний. Вы можете настраивать практически всё: менять интерфейс, подключать сторонние плагины.

Одна из главных фич Obsidian — возможность создания системы внутренних ссылок между объектами. После этого все связи можно визуализировать и изучать в специальном режиме Graph View. Другая интересная функция — режим Canvas. Он предлагает пустое неразмеченное пространство, которое можно заполнять блоками.

Сервис отлично подойдёт для сложных баз данных и исследования неочевидных связей между объектами. Но Obsidian требует усилий для освоения.

Базовый план. Большая часть функций бесплатна.

Anytype

Самый молодой и необычный проект в списке. Задача разработчиков — защитить данные пользователей, дать возможность «построить собственный кусочек интернета» и расширить сеть сторонников. Команда придерживается политики открытого кода.

По функциональности сервис похож на Notion: вы заполняете каждый документ блоками и шаблонами. Особое внимание уделено безопасности. Главное преимущество и вместе с тем ограничение Anytype — он сфокусирован на работе по локальной сети. Все данные хранятся на устройстве и не передаются в интернет. Впрочем, разработчики обещают платный тариф с возможностью синхронизации через серверы компании. Инструменты для групповой работы пока недоступны, зато можно создать базу данных, дневник, защищённое хранилище информации и другие страницы.

Базовый план. Бесплатно, подписка не требуется.

Joplin

Бесплатный сервис с кучей гибких настроек. Интерфейс и функции почти повторяют Evernote, доступен лёгкий экспорт заметок. Впрочем, пользовательский опыт часто не такой гладкий, как у конкурентов. Чтобы синхронизировать заметки, нужно подключиться к стороннему облачному сервису или оплатить подписку на встроенный Joplin Cloud.

Базовый план. Бесплатно, подписка не требуется.