Журнал / польза

Ещё три совета начинающим IT-специалистам

Руководители из разных отделов Яндекса продолжают делиться опытом.

Сегодняшняя подборка будет полезна не только разработчикам и аналитикам — первый совет адресован почти всем, кто устроился на работу в IT-компанию. 

Тем, кто только попал в компанию: найдите хорошего собеседника

Дмитрий Черкасов, руководитель группы разработки антифрода:

В Яндексе и в некоторых других компаниях используют выражение «подумать об кого-то». Это не совсем то же самое, что посоветоваться. Когда вы приходите к коллеге подумать об него и начинаете рассказывать о своей проблеме, вы можете в одиночку, в режиме монолога прийти к правильному решению — ещё до того, как он вам ответит.

Так вот, постарайтесь сразу найти человека, об которого вы будете думать. Чтобы вы лучше представляли, кто это может быть, расскажу о себе: когда я ещё был младшим разработчиком, я ходил думать об коллег из аналитики. Ребята были склонны просто о чём-то побеседовать. У нас сложился определенный процесс, я подходил к ним и говорил: «У меня есть безумная идея, давайте я о ней расскажу». Или спрашивал, почему у нас всё устроено так, а не вот так. Они были частью моей команды, но отличались от остальных: не у всех было время на обсуждение моих задач и проблем.

Если найти такого коллегу, это станет для вас отличной катапультой. Возможность сходить к ребятам мне несколько раз сильно помогала. Люди, к которым я мог обратиться, менялись — но я всегда знал, к кому пойду при необходимости.

Вам нужен человек со склонностью рефлексировать над вашей системой. Тот, кто болеет проектом, умеет не только слушать, но и слышать, проявлять интерес. Это необязательно должен быть ваш куратор.

Начинающим разработчикам: спрашивайте, куда пойдёт ваш код

Ещё один совет от Димы:

Совет, который я собираюсь дать, похож на советы из книг Максима Дорофеева по тайм-менеджменту. Я, с одной стороны, ненавижу тайм-менеджмент, а с другой — с удовольствием читал Дорофеева и узнал из его книг множество лайфхаков. 

Когда руководитель, куратор или коллега просит вас что-нибудь сделать, всегда задавайте ему вопрос: чтобы что? Какое место в общей картине займёт решение, которое меня просят реализовать? Выспросить это и добиться ответа, когда вам формулируют задачу, всегда полезно. Если не задавать такой вопрос, то и вырасти в компании у вас не получится. Способности задать его часто не хватает стажёрам и младшим разработчикам. С другой стороны, для опытных разработчиков и менеджеров это довольно стандартный приём.

Во-первых, ответы на подобные вопросы позволят вам дополнить картину того, как всё устроено в системах, с которыми вы работаете. Во-вторых, вы, возможно, увидите более простой путь решения. Потому что у людей, которые берут себе стажёров, часто нет времени на то, чтобы разобраться в задаче, подумать над постановкой и предложить альтернативные способы решения. Увы, но это так.

Люди могут обидеться в ответ на вашу просьбу. Чтобы избежать обид, покажите ваш интерес. Не стоит говорить, что вы не будете делать то, что человек от вас хочет. Нужно сказать: объясни мне, почему так, мне хочется узнать, как устроен весь проект целиком.

Кандидатам: начинайте с того, что интересно именно вам

Игнат Колесниченко, руководитель одной из групп разработки MapReduce-системы Яндекса:

На финальных собеседованиях мы стараемся понять, будет ли человек с увлечением делать те задачи, которые делаем мы. Спрашиваем, узнаём про стремления, приоритеты. И иногда склоняемся к мысли, что наша команда кандидату не подходит. Например, если человеку хочется работать с данными, странно звать его в инфраструктуру. Но в этот момент кандидат может слукавить, сказать, что на самом деле ему и наша область интересна. Таких ребят сложно винить: они стремятся в первую очередь попасть куда угодно в компании, «а там разберёмся». Возможно, они рассчитывают, уже будучи внутри, познакомиться с той командой, куда они действительно хотят устроиться, и со временем в неё перейти.

Предположим, вы внутри компании захотите перейти, скажем, из отдела MapReduce-системы куда-нибудь, где занимаются модным машинным обучением. Задумайтесь: чем ваш опыт в Яндексе будет интересен для принимающей стороны? Ведь это нерелевантный для нее опыт. 

Начинать карьеру с неинтересных вам задач — не самый правильный путь. Постарайтесь, например, чуть-чуть подучиться и затем найти вакансию, которая уже точно вам подойдёт. Рискованно идти работать ради одного опыта. Он может оказаться полезным, но что если вас посадят переписывать старый код или делать нечто ещё более далёкое от желаемой области? 

Если вы понимаете, чем вам надо заниматься, копайте именно в эту сторону, в самую глубь.