«Дизайн — это не только красивые картинки»

Чему научились студенты образовательной программы Яндекса и Школа дизайна ВШЭ.

В конце учебного года Яндекс и Школа дизайна ВШЭ организовали образовательную программу для UX/UI-дизайнеров. Четыре недели студенты работали над реальными проектами Яндекса: B2B-сервисами и внутренними инструментами. Участники и организаторы рассказали, как прошло обучение, что важно уметь дизайнеру продукта и в чём особенности работы над интерфейсом массовых сервисов.

Как устроена программа

Совместный проект Яндекса и ВШЭ задумывался как курс, в ходе которого студенты смогут приобрести практические навыки и поработать над реальными дизайн-проектами. В ней приняли участие десять студентов программы дополнительного образования «Дизайн в цифровой среде». Опыт участников был разным: кто-то уже работал дизайнером интерфейсов, а кто-то занимался иллюстрацией и впервые увидел Figma (популярный сервис для прототипирования) только в ходе обучения.

Программа длилась четыре недели, за это время студенты успели поработать над дизайном B2B-сервисов и внутренних инструментов и прослушать лекции дизайнеров Яндекса. Однако основную часть курса занимала практика. «Студенты ВШЭ получили не выдуманные задания, а дизайнерские брифы Яндекса», — поясняет организатор проекта Саша Всехвальнов.

При этом задачи для студентов упростили так, чтобы с ними можно было справиться за месяц. Участники поделились на три команды, с каждой из которых работал свой куратор, продуктовый дизайнер Яндекса, который помогал с возникающими вопросами и направлял процесс. Со стороны Яндекса проект организовывали Дарья Климович и Александр Горчаков, а курировали команды Ольга Макарова, Юрий Камендровский и Александр Всехвальнов.

Работа над продуктом

Александр Горчаков рассказывает, что процесс работы над дизайном мало отличался от «боевых условий». На первом этапе нужно было исследовать сам продукт, его механику и предметную область. Так как студенты работали с B2B-сервисами Яндекса, которыми они не пользуются в обычной жизни, эта задача оказалась одной из наиболее сложных. Помимо этого дизайнеры знакомились со средой, в которой существует продукт: конкурентами и рынком.

Следующий этап в работе над продуктом — это брифинг. В брифе заказчик даёт задачу, например, поднять количество использований FAQ, а не чата поддержки, чтобы снизить нагрузку на сотрудников. Дизайнеры выясняют, как можно решить проблему при помощи визуальных изменений в интерфейсе, собирают нужные данные у команды и вместе с ней точнее формулируют цель.

Дальше команда выдвигает гипотезы и выбирает направления работы. Решение намечают при помощи прототипов — сперва скетчей и рисунков на доске.

Выбранное решение переносится в специальные сервисы для прототипирования, такие как Sketch, Balsamiq Wireframes, Adobe XD или Figma. Студенты программы ВШЭ и Яндекса пользовались Figma. Многим пришлось учиться ей на лету, потому что раньше они работали только в статичных Adobe Photoshop и Illustrator. Figma отличается от них возможностью настроить переходы между экранами, добавить анимацию и показать работу приложения в целом.

​Как работает Figma
​Как работает Figma

Промежуточный результат показывают заказчику: на этом этапе решение ещё не закончено, и его можно поправить.

В процессе работы над прототипами участники программы плотно общались с кураторами. Каждую неделю проводились установочные встречи, на которых они советовали студентам, как лучше решить ту или иную задачу. Помимо этого кураторы проводили лекции, например, про ошибки, которые мешают продуктовым дизайнерам.

Заключительный этап работы — защита придуманного дизайна перед заказчиком. По словам студентов, самым волнительным этапом работы была именно подготовка презентации — многие не спали ночами, готовя финальное решение. А в ходе презентации важно было не только показать результат, но и обосновать его целесообразность.

«Программа запомнилась в основном возможностью поработать над технически сложными продуктами», — рассказывает участница программы Аня Горак. Студентам пришлось разбираться с тем, как работают внутренние сервисы Яндекса, общаться с разработчиками и читать дополнительную литературу, которую рекомендовали кураторы. Но ответственность за результат лежала в первую очередь на студентах. «Хотя кураторы помогали советом, большая часть работы была самостоятельной», — добавляет Аня.

Из недостатков программы  студенты отметили то, что работу над проектами Яндекса не получится добавить в портфолио: она находится под NDA.

Что важно уметь дизайнеру интерфейсов

«Нам хотелось не показать студентам какие-то конкретные дизайнерские инструменты, а рассказать им об общих принципах работы», — объясняет Александр Горчаков. В работе дизайнера важны soft skills (социальные и менеджерские навыки), поэтому студенты учились выполнять задачи в команде, отстаивать свою позицию перед заказчиком и обосновывать выбор того или иного решения. Участники познакомились со спецификой работы в большом коллективе: сроками, встречами, критикой и контролем качества.

«Помимо soft skills дизайнерам в корпорациях важно умение соблюдать коммуникационную стратегию бренда», — добавляет куратор Юрий Камендровский. Новый дизайн не должен выбиваться из общего корпоративного стиля и должен не украшать, а решать конкретные проблемы. «Важно правильно рассчитывать ресурсы и понимать, стоит ли тратить их на ту или иную задачу», — рассказывает организатор программы Александр Всехвальнов. Например, для решения некоторых проблем может быть достаточно вмешательства фронтендеров.

«Цель дизайнера продукта — не просто сделать красиво, а решить задачи сервиса оптимальным способом»