Журнал / герои

Дизайн — это бизнес или самовыражение?

Арт-директор коммуникаций Яндекса о балансе творчества и рациональности в работе дизайнера.

Что такое дизайн: свободное творчество или инструмент для решения задач бизнеса и потребителя? Какими знаниями и навыками должен обладать дизайнер, чтобы создавать красивые и практичные продукты? Чем промышленный дизайн отличается от диджитала? Мы поговорили об этом с Денисом Мосиным, арт-директором промышленного дизайна и коммуникаций устройств в Яндексе.

Начало пути

Мой путь в дизайн начался в 13 лет. Я сделал первый сайт, заработал неплохие деньги и понял, что дизайн — это перспективно и интересно. В 2000-х не было разделения на дизайнеров, копирайтеров и программистов: приходилось учиться всему и сразу, я сотнями собирал разные сайты и набивал руку. Проходя весь цикл от и до, я искал новые инструменты для решения типовых задач и учился видеть, что сделано хорошо, а где я ошибся.

Моя первая работа в Москве была в дизайн-студии, где опыт универсала пришёлся кстати. Принимаясь за проект, я видел его целиком, понимал, какие проблемы могут возникнуть и какие задачи нужно решить. Студии — идеальное место для обмена опытом: в них работает огромное количество профессионалов разного уровня и профиля. Ты учишься слушать и вникать в задачи коллег: общаясь с программистами, видишь, какие сложности могут всплыть в разработке; взаимодействуя с маркетологами, вникаешь в подготовку брифов для промокампаний, начинаешь разбираться в редактуре.

Главное для дизайнера — научиться думать, а рисовать — дело десятое. Сначала думаешь, что, кому и как ты хочешь донести, а потом делаешь красивый дизайн.

Когда я пришёл в коммуникационный дизайн, знания из маркетинга очень пригодились. Текст и дизайн неразрывно связаны: всегда сначала нужен баланс по смыслам, а потом — по формам. В любой коммуникации первостепенна мысль, которую нужно донести. И чем профессиональнее дизайнер, тем более ёмким получается визуальный образ, появляются подсмыслы и игра.

Как молодому дизайнеру прокачать навыки

Сейчас я работаю арт-директором промышленного дизайна и коммуникаций устройств в Яндексе. Целенаправленно промышленный дизайн я никогда не изучал, но постоянно обращаюсь ко всему своему предыдущему опыту и знаниям. 

Развить «творческую мышцу» помогают насмотренность и культурный багаж. Дизайнеру важно не ограничивать себя рамками профессии. Надо ходить в музеи, читать книги, учиться видеть, как одно творчество переходит в другое: книги и картины оживают на экране, видео оказывается в стенах галерей. Когда ты начинаешь чувствовать связи в культуре и искусстве, то понимаешь, что дизайн не ограничивается графическими инструментами. Хороший дизайнер — тот, кто видит мир, а не только свою область и специализацию, потому что тогда он может из разных направлений привнести что-то новое в свою работу. 

Дизайн — это не только творческое высказывание. С его помощью решаются конкретные бизнес-задачи, поэтому хороший дизайнер должен изучать маркетинг и понимать, как работают рынок и медиа. Также неплохо бы знать некоторый технический минимум: что такое медиасплит и рекламные форматы, в чём отличие роликов для трансляции на ТВ от видео для социальных сетей и тому подобное. 

Для дизайнера очень важна наблюдательность и умение чувствовать настроение и потребности людей. Любой предмет вступает в коммуникацию с пользователем — будь то видео с историей, лендинг, презентующий новый продукт, упаковка печенья, обувь или умная колонка. Каждый дизайн по факту — коммуникационный, поэтому нужно понимать, как люди думают, изучать психологию и то, как состояние человека влияет на восприятие.

На меня как на дизайнера повлияло то, что я два года ездил в трамвае от дома до работы. Это фантастический опыт — наблюдать за людьми в транспорте и слушать, о чём они говорят. Начинаешь понимать, что твоё восприятие жизни не единственно возможное.

Неопределённость в промышленном дизайне

Когда я пришёл в команду Алисы, то увидел, что в промышленном дизайне огромное количество нюансов, которых нет в диджитале. В диджитале ты взаимодействуешь с чувствами людей через текст и образы, строишь виртуальную коммуникацию — там довольно много абстракции. В предметном дизайне ты создаёшь нечто, непосредственно присутствующее в жизни человека. И это совсем другой уровень сложности. 

Если говорить о вызовах, с которыми мне пришлось столкнуться, то все их можно объединить одним словом — неопределённость. В создании физического предмета, тем более такого сложного, как умная колонка, задействовано огромное количество участников. Поэтому число ситуаций, где что-то может пойти не так, примерно бесконечно. И к этой неопределённости нужно быть готовым. Для себя я выделил несколько пунктов, с которыми пришлось столкнуться в промышленном дизайне.

Неуверенность. Когда приходишь в новую сферу, то даже на уровне профессионального сленга встречаешь много нового. Важно не бояться выглядеть глупо и задавать вопросы: именно из этой точки ты учишься новому и растёшь. 

Неизвестное. В работе над продуктом участвует множество подрядчиков, а процесс производства технически сложен, поэтому каждый этап напоминает китайскую комнату. Ты не знаешь, удастся ли воплотить концепцию так, как ты её себе представляешь, и что нужно сделать, чтобы цвет на производстве совпал с цветом в макете. Единственное, что известно наверняка  — с первой попытки идеально не получится. 

Длинный цикл производства. Путь от идеи до готового продукта занимает год и больше, поэтому в промышленном дизайне не стоит ждать быстрого обновления портфолио. 

Упрощённо этапы создания умной колонки выглядят так: исследования, концепция, разработка акустики, инженерия и дизайн устройства, проработка цвета и фактуры, упаковка и промоматериалы. Помимо этого есть процесс поставки комплектующих, а также логистика и ретейл, и всё это влияет на конечную стоимость и сроки вывода продукта на рынок.

Конфликт концепции и реальности. Картинка в макете или промо никогда на 100% не соответствует товару, потому что есть субъективное восприятие и тактильные ощущения, которые невозможно передать на экране. Поэтому всегда нужно искать баланс между промо и реальностью. Для себя я определил, что необоснованной красоты должно быть не больше 30%.

Гибкость и компромисс. В случае с промышленным дизайном лучшее действительно враг хорошего. Невозможно взять и остановить производство, если на финальном этапе захотелось немного «докрутить» дизайн. Поэтому нужно учиться адаптировать концепцию под реальность и принимать компромиссные решения там, где идеал недостижим.

Продукт или агентство

Я успел поработать как фрилансер, на стороне студии и в продукте — и даже руководил собственным агентством коммуникационного дизайна. Поэтому для меня нет какого-то однозначного ответа на вопрос: «Куда пойти начинающему дизайнеру?» Но что бы я точно посоветовал — это идти туда, где прёт, особенно на первом этапе. Во вдохновляющей среде расти намного проще, ты с большей охотой осваиваешь новое и не так быстро перегораешь. 

Если нравится развивать конкретный продукт, работать над какой-то определённой задачей, иди туда, где сможешь сделать максимум в этой области. Если вдохновляют работы какой-то конкретной студии — поработай там, изучи внутреннюю кухню и наберись опыта у старших дизайнеров. 

Нет какой-то волшебной формулы идеальной работы. Вопрос в том, насколько ты готов вкладываться. Надо ориентироваться на свои силы и мотивацию. В любом месте поначалу придётся очень много работать, набивать руку, преодолевать новые челленджи. Без мотивации это невозможно. С опытом ты начнёшь быстрее принимать решения и увидишь, как все предыдущие труды и грабли окупаются.