Журнал / польза

Цифровая доступность: как разработчики заботятся о пользователях

Когда человек заходит на сайт с понятной и удобной навигацией, где он может легко найти нужную информацию, он чувствует заботу — и хочет вернуться.

Чтобы сайтами могли пользоваться и люди с особенностями зрения и слуха, сервисы специально адаптируют — в этом помогает цифровая доступность. Она повышает количество клиентов и уровень их доверия к компании. Рассказываем, в чём проявляется доступность сайта и как она делает сервис удобным.

Что такое цифровая доступность сайта

Цифровая доступность — свойство сайта, которое помогает человеку заказать еду, одежду, посмотреть фильм или прочитать книгу удобным для него способом. Например, вы смотрите урок в кафе, и бариста включил кофемолку. Тогда вы ставите видео на паузу, чтобы продолжить позже. Это тоже цифровая доступность.

Но людям с ограничениями зрения и слуха этого мало. Если в видео не будет субтитров, они не поймут, о чём оно. Поэтому важно адаптировать сайты для пользователей с особенностями здоровья: нарушениями зрения, слуха или моторики. Для этого в интерфейсе используют специальные теги и заголовки, учитывают разметку и вёрстку страницы.

Например, если человек плохо видит, то знакомится с информацией на сайте с помощью screen reader (скринридер) — программы, которая озвучивает текст и элементы интерфейса. Чтобы пользователь не пропустил важные изображения на странице, их нужно подписывать. Это поможет и тем, у кого плохой интернет и не загружаются картинки.

На сайте Яндекс Погода все ключевые изображения подписаны, поэтому скринридер легко может их озвучить 
На сайте Яндекс Погода все ключевые изображения подписаны, поэтому скринридер легко может их озвучить 

Особенные потребности могут появиться у любого пользователя: физические ограничения бывают временными. Например, человек сломал правую руку и для навигации в интернете вместо мыши пользуется клавиатурой. Если курсор прыгает по странице рандомно, её легко случайно закрыть.

Часто детали, которые повышают доступность сервиса, остаются незаметными обычному пользователю и никак не влияют на контент. Но когда сайт адаптирован для людей с особенностями здоровья, управлять им становится удобно любому человеку.

Как сделать интерфейс понятным для всех

Есть принципы доступности, на которые ориентируются при разработке сайта:

— Воспринимаемость — знакомиться с контентом можно вне зависимости от особенностей здоровья или ситуации.

— Понятность — текст легко прочитать и без проблем преобразовать в речь.

— Управляемость — взаимодействие с интерфейсом и навигацией удобно для пользователя и не ограничивается одним способом.

— Надёжность — интерфейс не ломается и сохраняет логику, когда с ним работают через вспомогательные технологии или обновляют версию продукта, операционную систему.

Внедрить принципы помогает правильная вёрстка, за которую отвечают несколько специалистов: менеджеры, разработчики и тестировщики.

Какие задачи решает менеджер

Будет ли сайт доступным особенному пользователю, зависит от менеджера проекта. Он формулирует требования к продукту с первого этапа работы над ним и объясняет команде, зачем адаптировать сайт для пользователей с особенностями слуха или зрения и что для этого важно учесть.

Чтобы организовать слаженную работу, менеджеру нужно:

— Изучить, какие детали добавить, чтобы управлять сервисом с помощью только клавиатуры или скринридера.

— Рассказать разработчикам и тестировщикам, где найти требования к доступности продукта и инструкцию по их внедрению.

— Распределить задачи внутри команды.

— Подключить к тестированию сайта пользователей и эксперта по доступности, чтобы решить возможные трудности до запуска.

Ну и, конечно, хороший менеджер понимает, что его продуктом будут пользоваться тысячи людей с особенностями и при разработке нужно обязательно это учесть.

Что делает веб-разработчик

Интерфейс создаёт веб-разработчик. Он опирается на интернет-стандарты доступности, которые собрал Консорциум Всемирной паутины — World Wide Web Consortium (W3C).

Например, в рекомендациях рассказывают, как выстроить навигацию по сайту для голосового управления. Скринридер выводит данные блоками, поэтому незрячему пользователю важно понимать, в каком месте страницы он находится и где взять нужную информацию. Программа озвучивает название кнопки от разработчика — для этого заголовки, картинки и текст верстаются как отдельные элементы. Если подписи к полям и формам будут единым текстовым блоком, человек не узнает, к чему какая подпись относится.

Какая роль отводится тестировщику

Насколько удобно использовать сайт пользователям с инвалидностью, проверяет QA-инженер — тестировщик. Такой аудит называют accessibility-тестированием. Специалист знакомится с сайтом, а потом передаёт разработчику, что на странице не так и как лучше это исправить.

Например, тестировщик смотрит, осталась ли страница читаемой и функциональной, когда масштаб увеличили до 200%. Если страницу приходится подкручивать по горизонтали или вертикали, QA-инженер посоветует разработчику использовать адаптивную вёрстку. Так сайт будет подстраиваться под размер телефона или компьютера — это не только поможет людям с нарушением зрения быстрее найти информацию, но и сделает сервис удобным для других пользователей.

После увеличения масштаба в Яндекс Поиске до 200% результаты поиска подстраиваются под размер страницы
После увеличения масштаба в Яндекс Поиске до 200% результаты поиска подстраиваются под размер страницы

После того как разработчик исправляет все недочёты, QA-инженер проводит повторное тестирование. Сайт будут дорабатывать до тех пор, пока тестировщик не подтвердит, что проблем не осталось.

Работа над доступностью не заканчивается запуском сайта. Чтобы предугадать все возможные сценарии использования страницы, тестировать интерфейс нужно регулярно.

Доступность показывает социальную ответственность бизнеса и говорит, что компания заботится о своих клиентах. От этого зависит, смогут ли люди с ограниченными возможностями воспользоваться сервисом: люди с инвалидностью, пожилые или те, кто временно оказался в непривычной ситуации, например родители с малышом на руках или человек с переломом руки.

Кто заботится о доступности сайтов в Яндексе

Оперативно устранять неполадки на сайте, делать его удобным и понятным для всех пользователей — ключевая задача команды специалистов по доступности сервисов (SRE) в Яндексе. В неё входят дежурные администраторы, инженеры и менеджеры. Процесс адаптации сервисов для пользователей с особенностями мало отличается от стандартного цикла разработки.

Тестировщики проводят первичный аудит сайта и выявляют проблемные места, разработчики корректируют интерфейс. Тестирование повторяют, чтобы отследить степень изменений и выявить новые трудности. А когда все ошибки устраняют, компания выпускает обновление и рассказывает о доступности сервиса.

Например, для незрячих людей уже настроили работу Яндекс Браузера для компьютеров, веб-версии Яндекс Поиск, Яндекс Погода и сайта Яндекс Go. Сервисы работают с голосовыми программами экранного доступа — VoiceOver или JAWS. Постепенно специалисты по доступности адаптируют и другие продукты.