Журнал / польза

Что такое оценочные суждения

И почему лучше пореже использовать их на работе, в общении с коллегами и друзьями. А также как не принимать их близко к сердцу, если такие суждения направлены на вас

О чем вообще речь

Наверняка среди ваших знакомых есть люди, которые говорят так:

Я вообще не знаю, о чем разговаривать с человеком, который не разбирается в математике хотя бы на уровне дифуров. Таких надо гнать из программистов прямо сейчас.

Или так:

Это просто великий дизайн, вершина, образец. Вообще и близко нет интерфейса, который может подобраться к этому. Просто испытываешь наслаждение, когда курсором водишь.

Или так:

Здесь так душно, что сил нет.

Такие суждения называются оценочными. В них человек обобщает свой опыт, «раздувая» его до границ собеседника. Слушаешь такие слова и думаешь, что с тобой что-то не так.

Люди используют оценочные суждения не потому, что они вредины. Просто с их помощью легче заинтересовать людей и получить очки «социального капитала». Нам кажется, что если человек в чем-то сильно уверен, если он ярко и страстно отстаивает свою точку зрения, то ему стоит верить. Кажется, что он знает что-то или обладает особым опытом, которого у нас нет.

Признаки оценочного суждения

Вот как распознать, что ваш собеседник страстно пытается убедить в чём-то или откровенно манипулирует.

Морализаторство. В оценочных суждениях собеседник часто апеллирует к «высоким ценностям». Например:

Слушай, нужно уважать мнение руководителя. Руководитель не просто так над нами поставлен, верно?

Категоричность. Если вы слышите или видите слова «Должен», «Обязан», «Следует» и другие — это оно.

Фронтендер просто обязан знать чистый JS и спокойно сверстать страницу на HTML.

Обобщения. В оценочных суждениях личный опыт «натягивается» на других людей. Словно маркер в таком случае — все.

Все приличные разработчики зарабатывают от 400 тысяч в месяц.

Объективизация. При объективизации человек проецирует свои ощущения «вовне». Часто он еще и обобщает при этом.

Все ужасно устали, давайте завершать созвон и встречаться в другой раз.

Оценочные суждения — это неплохо, но...

Мы выносим десятки оценочных суждений каждый день. Мы привыкли «фильтровать» их, привыкли добиваться своего, «продавливая» собеседников.

Однако иногда делать свою речь «гигиеничнее» — это здорово и помогает в работе. Возможно, вы замечали, что некоторые люди очень приятны в общении: они спокойные, взвешенные, «теплые» в разговоре, даже если говорят эмоционально. С такими людьми — классно. А другие люди могут и напрягать: «Блин, он про каждый фильм говорит, что это его самый-самый любимый. Я уже и не знаю, как относиться ко всему этому».

Оценочные суждения иногда как бы «нападают» на собеседника. Вот тот же пример выше:

Все ужасно устали, давайте завершать созвон и встречаться в другой раз.

Придется завершать созвон и назначать новый, даже если не чувствуешь себя уставшим или уставшей. Неудобно, хочется дообсудить всё за пару минут — но тут вроде про «всех» говорят. Не будешь же свое мнение против мнения «всех» высказывать...

Ну что со всем этим делать

Лучшее противоядие от оценочного суждения — это опора на собственный опыт.

С нашим примером оценочного суждения трудно спорить:

Это просто великий дизайн, вершина, образец. Вообще и близко нет интерфейса, который может подобраться к этому. Просто испытываешь наслаждение, когда курсором водишь.

Но если опереть его на личный опыт, то будет лучше:

На мой взгляд, это просто великий дизайн. Я и близко не видел интерфейса, который может с ним сравниться. Вот глажу эти кнопочки курсором, и прямо приятно!

Собеседник может сказать: «Да, классный дизайн», может добавить: «Не поспоришь. А для меня такой образец — это...», может возразить (желательно тоже безоценочно): «Это великий дизайн, но тут, по моему мнению, есть что улучшить. Например...».

Также полезно бороться с оценочными суждениями с помощью вопросов. Можно спрашивать, что собеседники думают по тому или иному поводу. А если уж и говорить, то только за себя и свои чувства.

Возьмем наш пример:

Все ужасно устали, давайте завершать созвон и встречаться в другой раз.

И «очистим» его:

Друзья, вы не устали? Встреча идет уже больше часа, я уже немножко теряю фокус. Но если всем ок, то лучше дообсудить сейчас — я потерплю, всё хорошо.

Или другой:

Здесь так душно, что сил нет.

Лучше сказать так:

Мне очень душно. Можно я открою окно?

Хороший разговор не загоняет всех участников в рамки, а дает им свободу. Можно соглашаться, спорить, уточнять, предлагать — и не чувствовать, что задеваешь чьи-то чувства.