Журнал / герои

Что должен знать и уметь дизайнер коммуникаций

Пообщались со старшим дизайнером коммуникаций в Яндексе Наталией Тереховой и выяснили, в чём особенность этой профессии и какие скиллы нужны специалисту

Расскажи про свой путь в дизайне

Я развивалась по классическому треку: всю жизнь рисовала, окончила художественную школу, поступила на художественно-графический факультет в Орловский государственный университет. На последнем курсе вуза начала работать по специальности — рисовала афиши для ночного клуба. В 2011 году защитила диплом и устроилась в небольшую полиграфию в Орле, где занималась печатью и препрессом. Проработала год и переехала в Москву.

Я мечтала стать иллюстратором в детском издательстве, но первый опыт в этой области оказался неудачным. Тогда я перешла в рекламное агентство, там приходилось работать в бешеном темпе и за короткое время выдавать качественный результат.

Следующий этап — кабельное телевидение, где я занималась визуалом заставок, эфиров и фотосессиями. В 2015 году я устроилась в студию инфографики в новостное агентство — для меня это было новое направление в дизайне. Я научилась мыслить по-другому, работать в большой команде, распределять задачи, общаться с разными специалистами и презентовать концепции проектов.

Переход в Яндекс в конце 2020 года логично продолжил историю с инфографикой. Сейчас я работаю старшим дизайнером коммуникаций в образовательных проектах.

Что делает дизайнер коммуникаций в Яндексе?

Занимается всем, что относится к позиционированию проекта, или брендингу: это сайты, лендинги, печатные материалы, постеры, баннеры в социальных сетях, видеоролики, презентации, мерч.

Дизайнер коммуникаций — широкое понятие. Мне нравится гибкость этой профессии. Иногда нужно написать и защитить концепцию, в другой раз — нарисовать иллюстрацию. Я часто взаимодействую с подрядчиками и выступаю в роли арт-директора: составляю бриф, комментирую и принимаю их работу. Благодаря разнообразию задач дизайнер постоянно переключается между проектами — это делает процесс живым, работу интересной и не даёт заскучать.

Я работаю в небольшой команде, куда входят два продюсера и два дизайнера. Мы отвечаем за бесплатные образовательные продукты — это Академия Яндекса, онлайн-конференция об образовании YAC Education, фестиваль для школьников «8 БИТ».

Ещё одно наше направление — научный трек. В Яндексе работают учёные, которые проводят исследования и пишут статьи для российского и мирового сообщества. Для них мы разработали платформу, где они публикуют свои работы. Получился научный онлайн-журнал на английском языке с удобной навигацией.

Какие знания и навыки важны в профессии?

Базовое знание композиции, цвета и шрифтов. Это основа, которая пригодится в любой области дизайна. Её дают в профильном вузе и на дополнительных курсах. Можно учиться самостоятельно: читать книги, анализировать работы других дизайнеров или студий.

Владение графическими редакторами. Photoshop, Illustrator, Figma — базовые программы для дизайнера. Хард-скиллы важны, но я воспринимаю их как инструменты, которые может освоить каждый человек. Если перед дизайнером стоит задача, он ищет возможности, как её решить. Например, когда появилась Figma, было непонятно, как в ней создавать прототипы. Мы смотрели ролики на YouTube и разбирались. Лучше сразу применять полученные знания в рабочих проектах. Бесполезно изучать инструменты в отрыве от реальных задач.

Насмотренность. Есть много ресурсов, на которых можно изучать работы других дизайнеров и черпать идеи. Например, Pinterest или Behance. Важно следить за трендами, ведь в дизайне всё быстро меняется.

Под любую задачу мы в первую очередь придумываем идею — это основа, на которую нанизывается визуал. Если нет крепкой базы, сложно защитить проект и объяснить, почему мы так сделали. «Просто красиво» не работает, идею нужно подкреплять смыслом. Нужно развивать насмотренность, чтобы находить удачные решения, адаптировать и применять их в своей задаче.

Навыки общения и работы в команде. В зависимости от проекта дизайнер взаимодействует с продюсерами, продакт-менеджерами, разработчиками и другими специалистами. Коммуникация с коллегами и подрядчиками занимает 60–70% времени. Важно уметь доносить свои мысли, слушать собеседника и договариваться.

Частая проблема дизайнера — ему трудно рассказать, почему он выбрал конкретное решение для своего проекта. В моей карьере тоже был период, когда я боялась и стеснялась объяснять свою идею. Опыт и комфортное окружение помогли мне побороть страх, выросла уверенность в своих силах, и сейчас таких сложностей не возникает.

Понимание своей аудитории. В Академии Яндекса мы делаем проекты для школьников, студентов, специалистов и знаем, что интересует разных пользователей. Визуал для каждой категории свой. Целевую аудиторию исследует маркетинг, а дизайнеру стоит изучить результаты анализа и применять эти знания в работе. Наша задача — доступно донести информацию, чтобы человек прочитал и с первого раза понял, что ему хотят сказать.

Нужен ли талант, чтобы стать дизайнером?

Талант — размытое понятие. Неясно, как определить, талантлив человек или нет. Ведь даже за шедевром не всегда стоит природный дар, чаще это долгий и упорный труд. Думаю, есть единицы гениальных людей, которые с рождения проявляют склонность к музыке, рисованию или спорту. Но у всех свой путь развития и особенности. Важнее работать с энтузиазмом, развиваться, пробовать и сохранять любопытство.

Я никогда не считала себя талантливым человеком. Просто делала свою работу, получала новые навыки, ныряла в разные проекты, причём довольно плавно и без резких движений. Переходила между разными областями дизайна. На первый взгляд всё было похоже, но в другой среде приходилось по-новому мыслить и выстраивать работу.

Куда развиваться специалисту?

Дизайн — широкая отрасль, в ней есть много направлений, куда можно двигаться. Например, стать иллюстратором, веб-дизайнером или UX-исследователем. Я училась на графического дизайнера, но успела попробовать разные области. Когда выбирала инфографику, не знала, что это такое. Но работа мне понравилась и увлекла меня на пять лет.

Дизайнер может вырасти до арт-директора — это классический путь в нашей профессии, когда к базовым компетенциям специалист добавляет навыки управления людьми. Учится брифовать подрядчиков, договариваться, отвечать за команду.

Я знаю дизайнеров, которые стали разработчиками. Они рисовали визуал для сайтов, но им было интересно узнать, как устроен фронтенд. Ребята доучились и ушли в разработку. Предыдущий опыт помогает им в новой профессии — они понимают, как создавать дизайн и готовить макеты. А теперь ещё могут сами написать код.

Нужно пробовать разные ответвления внутри дизайна, чтобы понимать, какое направление интересно. К тому же это расширяет возможности специалиста. Например, в студии инфографики я плотно взаимодействовала с разработчиками, поэтому сейчас мне легко с ними договариваться и объяснять, чего я хочу. На телевидении общалась с 3D-дизайнерами — и понимаю, какая анимация мне нужна. Даже если человек не использует напрямую предыдущий опыт, его экспертиза всё равно растёт.

Какими проектами ты гордишься?

Академия Яндекса. Мне нравится, как мы реализовали новую концепцию: теперь это одно окно со всеми нашими продуктами, а не отдельные сайты, как было раньше. За этим проектом стоит большая работа команды дизайнеров, продакт-менеджеров, разработчиков. Мы продолжаем развивать и улучшать платформу.

Yet another Conference on Education. Каждый год наша команда вместе с другими отделами Яндекса готовит конференцию в области образования. Онлайн-мероприятие длится целый день, выступают эксперты, которые работают на стыке образования и технологий. Эти сферы динамичные и быстро меняются, поэтому дизайн тоже должен следовать тренду. Под каждое мероприятие мы обновляем визуальное оформление и дорабатываем платформу.

Yandex Research. Здесь учёные Яндекса публикуют свои научные статьи. Мне нравится визуальное оформление, которое у нас получилось. А ещё ресурсом удобно пользоваться: человек заливает работу через личный кабинет — и статья отображается на сайте в нужном блоке. Это крупный и важный проект, который помогает учёным лучше представлять себя в научном сообществе.