Журнал / польза

Чем на самом деле занимается менеджер продукта?

Руководитель службы функциональности Поиска Яндекса Андрей Плахов рассказывает, чем на самом деле должен заниматься хороший менеджер продукта.

Роль менеджера постоянно эволюционирует. Компании и сервисы растут, меняются процессы — это все влечет за собой постоянное переосмысление этой роли. В таких условиях есть постоянный риск того, что она превратится в неясную сущность. Спасти от этого может только постоянная рефлексия на тему того, что и как должен делать менеджер. Руководитель службы функциональности Поиска Яндекса Андрей Плахов рассказывает, чем на самом деле должен заниматься хороший менеджер продукта.Одна из проблем заключается в том, что слово «продукт» и словосочетания на его основе часто употребляются в качестве элемента, что само по себе плохо: фраза «согласно продуктовому видению» не должна быть синонимом «я так решил, потому что могу».

«В ходе продуктовой работы» не должно означать «мы с коллегой посидели и немного подумали» 

Хочется проговорить, что все эти слова означают на самом деле, какие стандарты и практики нужны, чтобы делать потрясающие продукты, и чем же регулярно и рутинно занимается хороший менеджер продукта.

Непрерывно пользуется своим продуктом и продуктами конкурентов

Продакт Авито не просто пользуется своим сайтом, Юлой и Алиэкспрессом, он регулярно и взаправду покупает всякие неведомые штуки типа винтажных конструкторов Lego, старинных шкатулок и кружевных платков.Продакта Spotify можно увидеть без наушников только в том случае, если он общается с живыми людьми прямо здесь и сейчас. Человек, который делает Поиск Яндекса, обязан искать всё на свете: в Яндексе, Google, Bing и даже в Baidu, на телефонах, планшетах и ноутбуках, дома, на работе, в метро и в аэропорту.

Менеджер продукта должен быть фанатом своего продукта и тех сценариев, в которых он используется

Есть знаменитая бизнес-история о том, как европейские фирмы раз за разом обламывались и терпели убытки, пытаясь выпустить простой, казалось бы, предмет бытовой техники — рисоварку. Рисоварки разрабатывали, производили, рекламировали и дистрибутировали, всё как с чайниками и стиральными машинами, но дальше что-то шло не так, их никто не покупал. Увы, оказалось, что правильную рисоварку может спроектировать только человек, питающийся рисом ежедневно, готовящий его каждый день для себя, для семьи и по особым случаям для компании друзей, который не просто может приготовить рис семью разными способами, а ещё и считает это осмысленным и уместным. В Европе таких людей не нашлось.Если же кто-то из разработчиков должен открывать продакту глаза на то, что у конкурентов такая-то фича сделана не так, как у нас, и у продакта нет готового ответа на то, почему у нас лучше, то это, на мой взгляд, крупный провал.

Регулярно тестирует свой и чужие продукты на других людях

Я специально не называю это «UX-тестированием», потому что этот термин во многих крупных компаниях, в том числе в Яндексе, обозначает вполне конкретный трудоёмкий метод исследований, далеко не единственно возможный и даже не всегда самый правильный. Если на полновесное тестирование вы попадаете только раз в несколько недель, то ловите в коридоре коллег, терзайте свою бабушку или мужа. Постоянно проверяйте продукт на пользователях.Если иконка мобильного приложения проекта в день запуска вызывает в интернете фурор, потому что похожа на какую-нибудь часть тела, а для команды это сюрприз, так не было задумано, то это провал продакта, а не чей-то ещё.

Постоянно рассказывает участникам команды и заказчикам о том, что же делают все участники процесса

Если кто-то в команде не знает, зачем нужна та или иная фича и как её будут использовать люди, или знает, но не верит, это проблема продакта. Поэтому продакту сложно быть интровертом. Такому менеджеру придется писать многобукав во все каналы: в почту лично и в рассылки, в тикеты, во внутренние соцсети, в мессенджеры и в вики. Экстраверту тоже придется много писать, но интроверту ещё больше.Продакт, не умеющий грамотно и внятно писать по-русски, пока что некомпетентен, но, к счастью, внятно писать по-русски легко, язык наш велик и могуч, и постоянная практика быстро компенсирует любое изначальное отставание.

Сильнее всех в команде болеет за качество во всех деталях и аспектах

В том числе если продукт тормозит, в нем полно багов или его кто-то заспамил. Часто прямых рычагов воздействия на разработчиков и смежников у продакта нет, так что это потребует навыков общения и личной эмоциональной вовлеченности вплоть до театральности.

Продакт совершенно искренне употребляет слова вроде «офигенно» и «позор». Он может сказать: «Так нельзя, нас всех уволят», – так, чтобы ему поверили

Хватается за сердце, если слышит от разработчика или дизайнера высказывания в духе «и так сойдёт». Он не боится даже (даже!) наябедничать начальству или потребовать отменить релиз (непредставимо!), если остальное не срабатывает. Не бойтесь показаться слишком болеющим за свою работу: «слишком» не бывает.Абсолютный провал, если продакт, скажем, сдаёт дизайн в работу дизайнеру, через спринт забирает результат, а на вопросы отвечает, что «дизайнеры так решили». Или мирится с тем, что главная страница сервиса по Wi-Fi грузится несколько секунд, не пиная постоянно разработчиков. Или знает, что у конкурентов продукт лучше, и спокойно к этому относится. Или в ответ на вопрос «А почему у меня такие результаты?» отвечает: «Так решило машинное обучение».

Генерирует и сортирует возможности команды по соотношению «цена/качество»

Если конкуренты запускают что-то, после чего у продакта возникает вопрос «а что, так можно было?», то это не «его никто не предупредил», это его личный провал. Если кому-то в команде нечем заняться хоть в какой-то момент времени, это тоже провал менеджера. И если он не знает, сколько будет стоит сделать Икс хотя бы с точностью до порядка, но хочет сделать именно Икс, это тоже провал.

Хотите узнать больше о работе менеджеров — приходите на наш YouTube-канал «Управление проектами».