Журнал / герои

«Преподавание — это хороший повод выучить что-нибудь самому»

Истории сотрудников Яндекса, которые преподают на факультете компьютерных наук.

Около сорока сотрудников Яндекса преподают на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ. Мы поговорили с тремя из них о том, как они находят время на преподавание, что им нравится в работе со студентами и что они сами получают, когда учат людей новому.

Евгений Соколов

Внешний консультант Яндекс.Дзена, академический руководитель программы «Прикладная математика и информатика» на ФКН

​Выступление на Data Culture Science Slam на Дне Вышки
​Выступление на Data Culture Science Slam на Дне Вышки

Последние два года я занимался рекомендательными системами Дзена. Преподавать я начал еще в МГУ, вёл семинары по машинному обучению. Предыдущий преподаватель уехал в Германию, его материалов осталось очень мало, и программу пришлось разрабатывать почти с нуля. Поначалу это занимало очень много времени, но постепенно стало полегче, и я втянулся.

Так что мне всегда нравилось преподавать и работать со студентами. Это занятие пусть и не дает больших денег, но доставляет удовольствие. Ты чувствуешь, что приносишь людям пользу, учишь их чему-то, чтобы они потом могли делать классные вещи: участвовали в соревнованиях и побеждали, работали в прикольном стартапе или в классной компании, занимались исследованиями. Может быть, не всему их научил ты, но, в любом случае, ты поучаствовал и замотивировал.

В Высшую школу экономики я пришел в 2016 году. Помимо работы на факультете нужно было вести так называемый майнор — курс по выбору для ребят с других факультетов. На курс «Интеллектуальный анализ данных» ходили экономисты, философы, лингвисты, социологи. Это сильно отличалось от предыдущего опыта: нужно было не писать формулы у доски, а объяснять на пальцах, притом так, чтобы все всё поняли.

Я как-то сразу решил, что курс не должен быть простым, хотелось действительно научить студентов, а не просто ставить десятки за посещаемость. Поэтому я давал много домашних заданий, и мы много требовали на семинарах. Конечно, кто-то отвалился, но довольно много ребят начали свой карьерный путь в data science с нашего майнора, а кто-то даже пошёл в магистратуру на ФКН.

Теперь я веду курс по машинному обучению на ФКН и стал научным руководителем у ряда студентов.

Мне кажется, что в преподавании можно найти для себя массу плюсов. Во-первых, это хороший повод выучить что-нибудь самому. Даже на проверенных курсах студенты продолжают каждый год задавать каверзные вопросы. Приходится разбираться и быть в тонусе. Во-вторых, ты всегда можешь совершенствоваться в том, чтобы более доступно объяснять сложные вещи. Каждый год придумываешь новые примеры и способы подачи сложного материала.

Артем Филатов

ML-разработчик в отделе беспилотных автомобилей

В Яндексе я работаю в беспилотниках, в команде, которая занимается распознаванием динамических объектов. Также я закончил Школу анализа данных и магистратуру в Сколтехе.

В Вышку я пришел через рассылку Жени Соколова, он искал преподавателей среди сотрудников компании. Сначала я преподавал машинное обучение на факультете экономики, а потом взял еще и Data Culture — курс для всех студентов, который учит основам работы с данным.

Мы пытались адаптировать программу ФКН для экономистов. Не везде у нас всё получилось, где-то всё еще было слишком сложно, но в целом, кажется, ребята остались довольны. Были прецеденты, когда экономисты, которые учились в моих группах, шли заниматься машинным обучением, поступали в ШАД и уходили в data science.

Я старался максимально заинтересовать всех студентов, дать понимание того, как решать базовые задачи и что еще можно узнать, если продолжить заниматься выбранной темой. Важно постоянно держать какой-то контакт с аудиторией, я очень часто спрашиваю, всё ли понятно. Когда я только начинал, я мог долго рассказывать что-то у доски при полном молчании студентов, а к концу семинара оказывалось, что ребята ничего не поняли. Поэтому сейчас я стараюсь постоянно, иногда до абсурда, через каждые пару минут уточнять, всё ли всем понятно, есть ли вопросы, можем ли мы идти дальше.

Рассказы об устройстве алгоритмов я чередую с байками из индустрии, и, конечно, всегда стараюсь привести примеры, рассказать про Яндекс или другие компании, где применяется тот или иной алгоритм, чтобы у студента не возникало ощущения, что мы проходим вещи сорокалетней давности.

Андрей Зимовнов

Старший разработчик Яндекс.Дзена

Я преподаю уже несколько лет. Когда-то заменял преподавателя на семинарах в МГУ, но по-настоящему все началось с Вышки. Сейчас я читаю лекции на двух курсах, а также веду курсовые работы. Поначалу я думал, что на курсовые работы у меня точно нет времени. Но оказалось, что на факультете достаточно самостоятельных студентов с горящими глазами и им нужен совсем небольшой толчок в правильном направлении.

Так одна из курсовых была посвящена автоматической расстановке тегов в статьях и картинках с Пикабу. Нужно было скачать с сайта множество примеров, сочетания статей и тегов к ним и научить на этом массиве нейросеть. В другой работе ребята настраивали рекомендательную систему, которая бы давала рекомендации по фотографиям одежды, что подойдет к тому или иному предмету гардероба. Нам нужно было понять по изображениям, почему люди предпочитают носить те или иные сочетания.

Сначала, когда меня только звали преподавать, я думал: «Зачем мне это?» Но со временем нашел объяснение. Одно дело знать, как устроены те или иные вещи, а другое — уметь объяснить это понятным языком. И оказывается, что в тот момент, когда ты рассказываешь просто о сложном, ты сам лучше разбираешься в материале: копаешь глубже, развиваешь не только студентов, но и себя самого. К тому же, как мне кажется, благодаря преподаванию, я стал лучше выступать публично.

И, конечно, когда после лекции люди с горящими глазами подходят и задают дополнительные вопросы — это очень приятно. Значит, то что я им говорю, нашло отклик.