Главное из исследования НИУ ВШЭ по качеству приема в российские вузы в 2019 году

Рост популярности технических специальностей и доминирование отличников

Главное из исследования НИУ ВШЭ по качеству приема в российские вузы в 2019 году

Яндекс в вузах

Высшая школа экономики при поддержке Минобрнауки России и Рособрнадзора ежегодно публикует рейтинг по итогам летней приемной кампании в российские вузы. В этом году был также представлен доклад с анализом полученных результатов. Мы публикуем основные выводы исследования 2019 года.  

Мониторинг качества приема в вузы проводится с 2010 года и служит важным показателем не только качества знаний зачисленных на первый курс абитуриентов, но и репутации самих университетов. Мониторинг традиционно является ключевым ориентиром при выборе абитуриентами вуза и образовательной программы.

Качество приема оценивается по среднему баллу абитуриентов, зачисленных на первый курс по итогам ЕГЭ. Результаты победителей и призеров олимпиад школьников, которых вузы зачислили без вступительных испытаний, засчитываются как 100 баллов (по аналогии с мониторингом эффективности вузов МОН РФ).

1) Больше половины бюджетных мест заняли отличники.

Впервые в истории российского высшего образования на большую часть бюджетных мест зачислены отличники (баллы ЕГЭ 70+). На платных местах отличников теперь больше 30%.

2) Увеличивается разрыв между вузами по качеству приема студентов.

Сильные вузы привлекают все больше сильных студентов. По сравнению с прошлым годом, количество вузов со средним баллом на бюджетных местах 80+ увеличилось с 38 до 54, вузов с баллами 70–80 с 119 до 120. При этом группа высших учебных заведений очень высокого качества растет быстрее — на 42% за год, а вот «просто» высокого качества — ощутимо медленнее.

3) Исследователи отмечают рост числа абитуриентов, которые выбирают платное обучение в вузах первой десятки рейтинга, имея возможность учиться бесплатно в вузах, занимающих более низкие позиции.

К примеру, по направлению «Математика» средний балл ЕГЭ на платные места в вузах первой десятки (84,0) практически равен среднему баллу ЕГЭ на бюджетные места (86,0) в вузах, занимающих 11–20 места. При этом около 750 человек выбирают платное обучение в топ-10 по направлению «Математика».

Одна из гипотез авторов заключается в том, что в России начал работать эффект репутации. Абитуриенты сознательно выбирают платное обучение в самых сильных вузах, так как считают, что в дальнейшем это увеличит их карьерные возможности.

4) Остановился рост доли платных мест по отношению к бюджетным.

Соотношение численности бюджетных и платных мест в головных государственных вузах в 2019 году сохранилось на уровне прошлого года.

Исследователи отмечают, что основной причиной снижения масштабов платного приема на очные программы стало сокращение общего числа выпускников полной средней школы и существенное увеличение числа выпускников девятых классов, которые уходят в систему среднего профессионального образования.

5) Популярные профессии юристов и экономистов постепенно уступают место новым направлениям.

Традиционные лидеры платного приема — государственное и муниципальное управление, юриспруденция, менеджмент, экономика — постепенно теряют позиции. Всё более заметный вес в платном наборе приобретают направления, связанные с цифровыми технологиями, креативной индустрией, а также поддержкой благополучия и развития «мягких навыков».

Такой вывод исследователи сделали, анализируя популярность тех или иных направлений среди будущих студентов.

По мнению авторов, тренд начали улавливать семьи, но на него еще не успели отреагировать частные вузы, предлагающие в основном подготовку по социально-экономическому профилю. Смену тренда авторы доклада объясняют «прозрением» семей, которые осознали трудности с поиском работы по традиционно престижным направлениям, и накопленным эффектом от популяризации новых профессий.

Больше по теме

Разработка, Яндекс в вузах, Яндекс в школе

Ежедневная олимпиада: как устроены сборы в спортивном программировании

В чём преимущество школ перед самостоятельной работой и чего ждать от участия в сборах

Анализ данных, Дизайн, Разработка, Яндекс в вузах

Какие онлайн-курсы можно пройти за две недели

Если вы решили оставаться дома и заняться самообразованием

Анализ данных, Яндекс в вузах

Как устроена совместная программа ШАДа и РЭШ

Подружить экономику и data science

Анализ данных, Яндекс в вузах

Сотрудник лаборатории Яндекса и МФТИ рассказывает о своих исследованиях

«Чтобы чувствовать себя хорошо, я постоянно должен что-то изучать»

Анализ данных, Разработка, Яндекс в вузах

Как развивается онлайн-образование в МФТИ

Андрей Райгородский: «Мне очень хочется, чтобы к нам поступали люди не только из Москвы»

Яндекс в вузах

Анализ данных в экспериментах ЦЕРНа и применение нейробайесовских методов для распознавания опухолей

Чем занимались исследователи из европейских университетов на научной стажировке на Факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ

Яндекс в вузах

«Преподавание — это хороший повод выучить что-нибудь самому»

Истории сотрудников Яндекса, которые преподают на факультете компьютерных наук